|
|
|
Кристиан Брим. Основы христианской веры
Глава 4. Воскресение
Воскресение Иисуса Христа, воскресение тех, кто принадлежит ему, воскресение мертвых относится к самым важным основам христианской веры. Не будь воскресения мертвых, не будь никакой жизни после, не было бы и никакого христианства. Это чрезвычайно деликатный вопрос для плотского человека. С давних пор он скептически относится к воскрешению мертвых. Он еще мирится с тем, когда слышит о "возрождении", еще терпит, что Господь Иисус есть Сын Божий; но воскрешение мертвых - действительно ли это возможно? Когда апостол Павел встал в ареопаге в Афинах и заговорил о воскресении мертвых, то реакция была такова: "Услышавши о воскресении мертвых, одни насмехались, а другие говорили: об этом послушаем тебя в другое время". И свободомыслящие саддукеи не поверили ни в воскресение, ни в ангела, как сообщают нам Деяния апостолов 23,8, а вот фарисеи признавали и то и другое. Когда апостол Павел произнес перед синедрионом: "За чаяние воскресения мертвых меня судят", то произошла распря между фарисеями и саддукеями. Так остается и до сегодняшнего дня: мнения о личности Христа, о Голгофском кресте, об истине Божьей разделяются. "Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас спасаемых - сила Божия" (Шор. 1,18). А на чьей стороне ты, дорогой читатель? Еще на стороне "погибающих" или же на стороне "спасаемых"? Как потрясающе серьезно это слово "погибающие"! Здесь подразумевается именно то, что сказано, а не то, что когда-нибудь позже однажды они спасутся. Подумай, уже сегодня через покаяние и веру в Господа Иисуса и его дело ты можешь перейти с ложной стороны на праведную, перейти из смерти в жизнь (Иоан. 5,24), прийти из тьмы в чудный его свет (1Петр. 2,9). Не желаешь ли ты сделать это сегодня? Завтра это может навсегда оказаться поздно.
Воскресение в Ветхом Завете
Ветхозаветные верующие - мы снова начинаем с Ветхого Завета, чтобы показать, что вера во Христа опирается не только на Новый, но также и на Ветхий Завет, - верили в воскресение. Один из старейших мудрецов священного Писания, Иов, выражает свою веру в воскресение следующими словами: "... восстановит из праха распадающуюся кожу мою сию; и я во плоти моей узрю Бога. Я узнаю Его сам; мои глаза, не глаза другого увидят Его (гл. 19, 26-27). А еще раньше он сказал: "Когда умрет человек, то будет ли он опять жить?" (гл. 14,14). Вот вопрос, который можно часто слышать, вопрос плотского человека. Но какое торжество веры в этом человеке, осуждаемом своим другом, наблюдающим, как его кожу пожирают черви, знающим, что скоро и тело его будет предано разрушению, и этот человек, невзирая на свою беду, смог в вере обратиться к Богу и заговорить о воскресении своего тела!
И патриархи из первой книги Моисея верили в воскресение. Авраам купил себе пещеру на поле Махпела у Ефрона, где он пребывал в единении с разумом Божьим (Ефрон означает единство), и там он похоронил свою жену Сарру; там же все патриархи погребли своих жен, там сыновья Иакова похоронили своего отца (Быт. 50,13). Когда Иосиф после многих лет пребывания в далекой Египетской земле почувствовал, что приближается его конец, он сказал своим братьям: "Я умираю; но Бог посетит вас и выведет вас из земли сей, в землю, о которой клялся Аврааму, Исааку и Иакову. И заклял Иосиф сынов Израилевых, говоря: Бог посетит вас, и вынесите кости мои отсюда". (Исх. 50,24.25). Столетием позднее Моисей вспомнит слова Иосифа, и в Исходе 13, 19 мы услышим: "И взял Моисей с собою кости Иосифа; ибо Иосиф клятвою заклял сынов Израилевых, сказав: посетит вас Бог, и вы с собою вынесите кости мои отсюда". И только при Иисусе Навине кости Иосифа достигли земли Ханаана: "И кости Иосифа, которые вынесли сыны Израилевы из Египта, схоронили в Сихеме, в участке поля, которые купил Иаков у сынов Еммора, отца Сихемова, за сто монет (И.Нав. 24,32). Кто-то спросит: зачем эти хлопоты ради мертвого праха? Мы считаем, что на это имеется только один ответ: патриархи в вере предвидели свое воскресение, они хотели быть в земле Обетованной, когда пришел бы час воскресения (Евр. 11,15-16а).
Даниил, пришедший в ранней юности в Вавилон и получивший там откровения о далеком будущем, дожил до глубокой старости; поскольку он пережил многие династии, он видел подъемы и падения Вавилонского царства, он пережил даже царствование Кира Персидского. Когда Даниил подошел к концу своей книги и своей жизни, Бог обратился к нему с речью о воскресении: "И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление" (гл. 12,2). Поскольку эти слова особым образом относятся и к национальному воскресению народа Израиля, то Бог не оставляет без надежды на его личное воскресение своего верного раба, уходящего из этого мира: "А ты иди к твоему концу, и упокоишься и восстановишься для получения твоего жребия в конце дней" (стих 13).
То, что упование на воскресение не является какой-то специфически христианской истиной, подчеркивают слова апостола Павла, сказанные им перед Агриппой в Д.ап. 26,6: "И ныне я стою пред судом за надежду на обетование, данное от Бога нашим отцам, которого исполнение надеются увидеть наши двенадцать колен, усердно служа Богу, день и ночь: за сию-то надежду, царь Агриппа, обвиняют меня Иудеи". А в стихе 22 он продолжает: "Но, получив помощь от Бога, я до сего дня стою, свидетельствуя малому и великому, ничего не говоря, кроме того, о чем пророки и Моисей говорили, что это будет, то есть, что Христос имел пострадать и, восстав первый из мертвых, возвестить свет народу Иудейскому и язычникам". Господь Иисус первым возвестил свет через воскресение из мертвых. И это было обетование, данное отцам Израиля. В главе 13 Деяний апостолов мы находим другую важную цитату из псалма 16, которая также говорит о воскресении Господа Иисуса: "И мы бла-говествуем вам, что обетование, данное отцам, Бог исполнил нам, детям их, воскресив Иисуса", подобно тому, как во втором псалме написано: "Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя!" А что воскресил Его из мертвых, так что Он уже не обратится в тление, о сем сказал так: "Я дам вам милости, обещанные Давиду, верно". Посему и в другом месте говорит: "не дашь Святому Твоему увидеть тление!" Давид, в свое время послужив изволению Божию, почил, и приложился к отцам своим, и увидел тление; а Тот, Которого Бог воскресил, не увидел тления. Итак, да будет известно вам, мужи братия, что ради Его возвещается вам прощение грехов". Господь Иисус воскрес. Это и есть основа христианства.
Воскресение коснется и тела
Поскольку мы уже не раз говорили о воскресении и возрождении, то из всего ранее сказанного, а особенно из приведенных цитат из Деяний апостолов, нам должно стать ясным, что воскресение касается, не только души человека, но и его тела. Мы читали и слышали о тлении, что Господь Иисус не увидел тления. Поэтому Новый Завет никогда не говорит нам о трупе, но говорит о теле Господа Иисуса. И нигде не сказано о тлении, как это бывает с нами, человеческими детьми, когда наступает смерть. Было тело Христа, но "тление" определенно относится к телу, а не к душе. Нам хотелось бы особенно подчеркнуть это: воскресение касается только тела и ни в коем случае не души. То, что умерло, будет воскрешено, душа же не умирает.
В евангелии от Луки мы читаем слова самого Господа Иисуса, которыми Он отвечает на неверные представления саддукеев: "Чада века сего женятся и выходят замуж; а сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят, и умереть уже не могут, ибо они равны ангелам и суть сыны Божий, будучи сынами воскресения. А что мертвые воскреснут, Моисей показал при купине, когда назвал Господа Богом Авраама и Богом Исаака и Богом Иакова. Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы" (гл. 20,34-38). Здесь говорит Сын Божий, который наверняка знает то, что исходит от неба, и может сказать: "Мы говорим о том, что знаем" (Иоан. 3,11). Как серьезно и важно выражение: "сподобившиеся достигнуть того века!" Нас так часто и так сильно занимает этот век, который мы видим и который прейдет; к сожалению, часто именно он определяет наши мысли и поступки. Но Господь Иисус указывает на небо и говорит о "том веке", о веке воскресения, добавляя: "И умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам", т.е. бесполые и не имеют конца. Но начало они имеют -только Бог не имеет начала, - конца же у них нет, так как они сыны Божьи и сыны воскресения. Какая исключительная привилегия - причислиться к сынам воскресения и на основе дела Христова сподобиться достигнуть того века! То, что Бог не есть Бог мертвых, но живых, и то, что у него все живы, еще раз подчеркивает истину о бессмертии человеческой души. Для него все живы - не только Авраам, Исаак и Иаков, но и все люди.
По другому поводу Господь говорит: "Не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать; но скажу вам, кого бояться: бойтесь того, кто, по убиении, может ввергнуть в геенну: ей, говорю вам, того бойтесь" (Лук. 12,4-5). И эти слова Господа серьезнейшим образом указывают на то, что убиение распространяется только на тело; одновременно это указывает на ужасную участь человека, уходящего из этой жизни непримирённым. Итак, когда мы слышим о "воскресении", то мы уже знаем, что оно относится к телу и что Бог имеет власть снова свести в единое целое то, что Он сотворил. Воскресение есть воссоединение души и тела. Обратимся же теперь к главе священного Писания, которая, как никакая другая, развивает учение о воскресении, главе 15 первого послания к Коринфянам.
Заблуждения
Удивительно, как рано проникли в собрание (церковь) заблуждения, подрывая здравое учение! Так, некоторые в Коринфе говорили, будто нет воскресения мертвых, - как рано вкралось неверие в средоточие христианского учения! Такой всегда была цель сатаны - отделить наши души от Христа, от неба и приковать нас к этому миру, чтобы мы навсегда остались в нем. В 2Тим. 2,17-18 мы слышим о двух мужах, "которые отступили от истины, говоря, что воскресение уже было, и разрушают в некоторых веру". В 2Фес. 2,2 мы видим, что сатана хочет смутить этим души верующих и лишить их упования на пришествие Христа, сообщая им, будто уже наступил день Господень. В послании к Коринфянам его нападки совершались в другом направлении. Под влиянием человеческой философии и теории, а также восточного представления о том, будто бы материя по своей сути плохая, некоторые лжеучители в Коринфе говорили, что вообще нет никакого воскресения мертвых, при этом соединение души и тела они рассматривали как регресс, как деградацию. Коринфяне не только заблуждались в отношении духовных вопросов, но теперь они оказались в опасности, благосклонно выслушивая врага относительно фундаментального вероучения. Когда люди начинают отвергать добрую совесть, неудивительно, что следующей опасностью для них будет кораблекрушение в вере (1Тим. 1,19).
Некоторые христиане не слишком серьезно принимают учение Слова Божьего, они полагают, что хорошее поведение, якобы, важнее учения. Как же ошибочен этот подход! Если учение нездорово, то и поведение может быть неблаго-угодно Богу. Сатана не так глуп, какими мы часто бываем, он знает, как важно учение и потому старается разрушить его всевозможными дурными учениями. Когда ему удается подорвать и уничтожить Божью истину, то Христос бывает глубоко оскорблен, а блаженство его святых нарушено. Наши дальнейшие размышления дадут нам - мы надеемся, что это так - возможность увидеть, насколько важно для души полное понимание веры и утверждение Божьей истины.
Евангелие и воскресение Христа (1 Кор. 15,1-11)
Как встретил апостол Павел угрожающую ему в Коринфе опасность? Он сделал нечто чудесное, нечто такое, что и мы должны были бы сделать: он привнес Христа. Очевидно, слушатели в Коринфе не имели намерений отрицать воскресение Христово. Но именно этим отразил апостол посягательство сатаны: если отвергнуть воскресение, Христа, то совершенно рухнет все христианство! Воскресение Христа есть чэснова всякой истины для нас во все времена, и с нею тесно связано также наше воскресение.
Для коринфян было унизительно и в то же время спасительно, что им заново преподавалось евангелие (ст. 1). В отношении этого евангелия Павел напомнил им о четырех вещах:
1) что все было так, как он их первоначально учил;
2) что они это приняли;
3) что они в этом утвердились;
4) что это было средством их спасения.
Кроме евангелия, нет другого пути спасения, и спасение могли обрести только те, кто искренно держится Слова, которое благовествовал им апостол, и он добавляет предостережение: "... если только не тщетно уверовали" (ст. 2). Слово, которое переводится здесь, как "тщетно уверовали", означает "напрасно, вслепую, наобум уверовать". Павел здесь отнюдь не имеет в виду, что уверовавший в евангелие, все же может погибнуть, но он многократно показывает, что твердость в вере - это доказательство ее неподдельности и истинности. Истинно то, что "претерпевший до конца спасется" (Марк. 13,13). Время рассудит нас. Кто истинно верует, тот останется твердым, кто верит не истинно, тот рано или поздно отречется.
Есть вера посредством рассудка и вера посредством чувств; это и значит верить "тщетно", не имея истинной основы. Пусть же никто из читателей этих строк не вздумает опираться в вере на рассудок или чувства! Это была бы "напрасная" вера, с которой можно только погибнуть! Этот вид тщетной веры мы встречаем у Симона чародея в Деяниях апостолов 8, а также у иудеев, многие из которых уверовали во имя Господа, "видя чудеса, которые Он творил. Но Сам Иисус не вверял Себя им, потому что знал всех, и не имел нужды, чтобы кто засвидетельствовал о человеке; ибо Сам знал, что в человеке" (Иоан. 2,23-25).
Три великих факта евангелия
Стихи 3 и 4 представляют три крайне важных факта, составляющих основу евангелия:
1. "Что Христос умер за грехи наши". При этом обращают на себя внимание и подчеркнуты три вещи:
а) Христос умер: его смерть - это исторический факт;
б) за грехи наши - это была искупительная смерть. Он умер не только как мученик;
в) по Писанию - в Ветхом Завете мы встречаем в образах и пророчествах жертву Христа, сравните Ис. 53,5 и 8;
2. "И что Он погребен был". Погребение Его - это часть благовестия, убедительнейшее доказательство случившейся смерти. А с ним были погребены и все надежды уверовавших иудеев (Лук. 24,21). Даже если здесь не хватает ссылки "по Писанию", то ею не ограничивается свидетельство Писания, как такового (сравните Ис. 53,9);
3. "... и что воскрес в третий день". Венец всего - это Его воскресение на третий день: не только по его собственным словам (Матф. 27,63), которые были достаточно известны, но и "по Писанию" (ср. Ион. 2,1; Осия 6,2; Пс. 16,10 \15,10\; Быт. 22,4; Евр. 11,17-19; Ис. 53,106).
В отношении первых двух фактов не возникает никаких вопросов, они совершенно очевидны. Третий же не был столь очевиден, но занимал выдающееся место в проповедях апостолов, как сообщается нам в Деяниях апостолов.
Воскресение Христа - это наивысшее выражение благоволения Отца к делу своего Сына. Кроме телесного воскресения Господа не имеется никакого убедительного доказательства, что Бог принял искупительное дело Христа (Рим. 4,25). Это основа, не оставляющая никакого места для человеческих теорий. И если мы твердо убеждены в том, что говорит нам Писание о воскресении Господа, то отсюда следует, что перед нами встает не только вопрос о дальнейшей жизни после смерти. Было бы большим богохульством сказать, что тело Иисуса покоилось в сирийском гробу, а его душа продолжала жить. Умерла не его душа, а его тело, но и оно было воскрешено. Писание ясно учит, что тело, висевшее на кресте, - это тело воскресло из гроба. Оно еще носило на себе раны на руках, ногах и в боку (Пс. 22,16\22,17\; Лук. 24,40; Иоан. 20,27). Десятилетия спустя его еще раз увидел Иоанн в царствие небесном, в образе "Агнца, как бы закланного" (Откр. 5,6). Как трогательна мысль о том, что тело Господа и в вечности несет знаки его страданий и смерти!
Обратим же внимание на то, что все триединство Божье приняло участие в славном деле воскресения: Он воскрес славою Отца (Рим. 6,4); когда иудеи разрушили храм, то Сын воздвиг его в три дня (Иоан. 2,19), и Он открылся Сыном Божьим в силе "по духу святыни чрез воскресение из мертвых" (Рим. 1,4). Какая благословенная гармония!
Семикратное свидетельство Его воскресения
Ни одна истина не была засвидетельствована основательнее, чем его воскресение. Семь раз предстает перед нами в стихах свидетельство об этом. Первое свидетельство - это само Писание, как мы видим это в четвертом стихе. Но затем апостол подтверждает воскресение Христа его явлениями, как прежде он подтверждал смерть Христа его погребением. Из Деяний апостолов 1,3 мы знаем, что Господь Иисус сорок дней после своего воскресения пребывал на земле, и за это время его неоднократно видели его ученики. Из одиннадцати явлений Господа в течение этих сорока дней в Жор. 15 упомянуты только пять. Для доказательства воскресения Христа Святой Дух упоминает здесь только тех мужей, которые по своему авторитету, или по своему числу, или по сопровождающим их обстоятельствам оказывались неопровержимыми свидетелями. При этом явление Господа, когда его повстречали неверующие и когда навстречу попались женщины, по-видимому, пропущено умышленно. Каждое из пяти упомянутых здесь появлений Господа заключает в себе какую-то сокровенную историю и открывает щедрую благодать Господа по отношению к тем, в ком Он уверен. И все же мы можем отказаться подойти ближе к этому бесценному предмету. То, что однажды Он появился перед более чем пяти-стами братьями (вероятно, в Галилее) и то, что большинство из них ко времени составления послания были еще живы, подчеркивает важность их свидетельств.
Седьмым свидетелем его воскресения был сам апостол Павел, когда он на пути в Дамаск увидел Господа во славе. Отныне это характеризовало апостола народов и его служение: он увидел Господа Иисуса в небе как прославленного человека. Когда апостол сравнивает здесь себя с новорожденным, то этим он указывает не на характер своего собственного служения, а на характер всего современного домостроения благодати, при котором все небесное и все, относящееся ко времени восстановления Израиля, как бы несвоевременно, слишком рано. Нет никакой разницы, идет ли здесь речь о свидетельстве двенадцати или о свидетельстве апостола народов. "Итак, я ли, они ли, мы так проповедуем, и вы так уверовали" (ст. 11). И как коринфяне не услышали из уст апостола никакого другого свидетельства, то и мы тоже, если мы верим священному Писанию: Христос воскрес, Он жив*. (* Обращает на себя внимание то, что когда в этой главе говорится о воскресении, то всегда используется форма перфекта, что означает: Он воскрес (в прошлом) и живет теперь).
А если бы Христос не воскрес - что тогда?
Этим заголовком мы могли бы снабдить стихи 12-19. Мы видим, что вся истина относительно воскресения связана с воскресением самого Христа, как свидетельствует об этом стих 12. Как может отрицаться воскресение, если Господь Иисус воскрес? "Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес" (ст. 13). Нельзя же одно утверждать, а другое отрицать.
На мгновение апостол Павел встает на точку зрения тех в Коринфе, которые говорили, будто не было воскресения. Вы говорите, так аргументировал он, что нет воскресения, но если нет воскресения, тогда и Христос не воскрес, а если Христос не воскрес, что же тогда? Отсюда неизбежно выводится целая цепь следствий. Тогда проповедь Павла и других апостолов была тщетной (или "пустой", это другое слово, нежели в конце второго стиха), так как он должен был бы уличить себя в том, что он проповедовал не факты, а какую-то выдумку. Они оказались бы лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, которого Он не воскрешал, если, действительно, мертвые не воскресают.
Остановимся ненадолго на этом важном заключении: пусть оно окажет воздействие на наши сердца! Каждый верующий во Христа ценит то, что поведал нам Господь через апостолов, и мы все в большей или меньшей степени радуемся тому, что проповедуемое апостолами не подлежит сомнению. Какое великолепие, какое утешение обнаруживаем мы уже в посланиях апостола Павла или Иоанна! И тогда, если Христос не воскрес, то все это бессодержательно, пусто, тщетно, все это неправда! И апостолы, которых мы считаем верными свидетелями Божьими, являются тогда лжесвидетелями, слову которых нельзя верить! В самом деле, как ужасно было бы все это!
Следующий вывод представлен нам в стихе 17: "А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще в грехах ваших". Какой тщетной была бы вера, опирающаяся только на миф! Разве могли бы мы всерьез уверовать, что в крови Агнца прощены наши грехи, - и если Христос не воскрес, значит, мы все еще в грехах. Безжалостное неизбежное последствие! Но здесь кто-то может спросить: "Откуда я знаю, что искупительное дело не совершилось, если Христос не воскрес?" Но когда Господь Иисус был на земле, Он сказал своим ученикам, что умрет (Матф. 20,28). Но еще Он им сказал, что на третий день воскреснет (Марк. 10,34; Лука 24,7). Если бы это последнее предсказания Господа не исполнилось, то Он был бы уличен в лжесвидетельстве. Но произошло именно его воскресение, исполнилось его собственное предсказание, которое доказывает, что Он стал жертвою за грех, и Он знал все это наперед. Хвала Господу за то, что его свидетельство истинно! Воскресение Господа - это свидетельство от Бога о том, что Бог удовлетворен и может теперь перед любым жалким грешником с любовью распахнуть свои объятия. В период между его распятием и его воскресением никто не знал, было ли достаточным его дело, действительно ли Он разрешил вопрос греха божественным образом. "А мы надеялись было, что есть Тот, Который должен избавить Израиля" (Лук. 24,21), таковы были слова сокрушенных юношей. Конечно, они должны были бы поверить ему, однако остается правдой то, что они не имели никакого убедительного доказательства того, что дело совершилось и смерть побеждена, пока Господь Иисус не восстал из мертвых. Единственный способ, каким я знаю, что мои грехи устранены - это тот факт, что Он, приняв на себя ответственность за них, взял их на себя и умер за них, теперь, воскресший, восседает на престоле одесную Бога. А там на нем не может быть никаких грехов. Он не мог бы показать мне яснее, что мои грехи прощены, чем-то, что Он, в благодати взявший их на себя, царствует теперь без них одесную Бога. Если бы Он не воскрес, то мы еще яснее могли бы представить себе то, что мы все еще оставались бы в своих грехах.
Следующий вывод касается усопших: "Поэтому и умершие в Христе погибли" (ст. 18). Как ужасна сама эта мысль! Те, которых мы считали пребывающими у Христа, погибли! Возможно, некоторые читатели похоронили кого-то из своих возлюбленных, но они утешались мыслью о том, что те у Христа. Но если Христос не воскрес, то значит они теперь не в благословенном месте, не в раю, но погибли.
И это вовсе не преувеличение, когда апостол говорит в стихе 19: "И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков". Фактически мы были бы таковыми! Каждый истинный верующий повернулся спиной к греховным развлечениям этого мира, чтобы вместо них получить вечную жизнь. Но если будущее верующего погибло, то его надежда на эту жизнь чрезвычайно ограничена. Если все это так, то Христос не счастливейший из людей, но достоин лишь сожаления. Это и означает греческое выражение, употребляемое здесь для слова "несчастнейшие": в большинстве случаев оно подразумевает "сочувствовать". Есть ли что-либо более достойное сожаления, чем человек, который отверг радости этого мира, чтобы страдать, бороться, проповедовать ради какого-то будущего, которого вовсе и нет? Мы уподобились бы собаке, которая упускает из-под носа кусок мяса, чтобы погнаться за его тенью. Если Христос не воскрес, то мы фактически потеряли бы оба мира.
Христос - первенец
Неожиданно апостол переходит от всей абсурдности человеческих умозаключений к фактам божественного откровения: "Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших" (ст. 20). Он начинает с утверждения того замечательного факта, что после всего Христос воскрес из мертвых и что Он является первенцем из умерших. Двадцатый стих проясняет две вещи: во-первых, есть воскресение, а во-вторых, его воскресение является примером для его народа.
Итак, мы имеем здесь не только общее учение о том, что мертвые воскреснут, но и то, что Христос вышел из мертвых. Как мы уже видим, воскресение мертвых в Ветхом Завете было предметом веры святых. Но воскресение из мертвых именно в дни Господа на земле являлось для юношей совершенно незнакомым понятием, как показывает Марк. 9,9-10. Господь Иисус говорил о том, что Сын Человеческий восстанет из мертвых. На это ученики спрашивали друг друга: "Что значит: воскреснуть из мертвых?" Особенностью воскресения нашего Господа было то, что только Он вышел из мертвых, тогда как, другие мертвые остались лежать. Этот факт есть чудесное выражение милости и силы Божьей, направленное на то, чтобы того, кто в своей благодати погрузился в смерть, вновь поднять из мертвых. Это воскресение, которого желал достичь и Павел (Фил. 3,11), начинается с него, первенца тех, кто умер. Он должен во всем иметь преимущество.
Но в выражении "первенец" или "первородный" заложена также мысль о том, что после него другие подобным образом тоже соберут собственный урожай. И как в Израиле в начале сбора урожая приносили в дар первый сноп, но собственно сбор урожая отнимал многие недели, так же будет и с воскресением. Христос, первенец, "на другой день праздника" (Лев. 23,11) был воскрешен из мертвых, но собственно урожай, воскресение святых, еще последует. Оно будет иметь те же признаки, что и воскресение Христа: Бог своею силой поднимет из мертвых некоторых людей, являющихся предметом его милости. И как никто не принесет яблоко, чтобы выдать его за начаток урожая пшеницы, так же мало будет отличаться по характеру воскресение верующих от воскресения Христа. Его воскресение - это залог воскресения его учеников.
Насколько ценно, среди прочего, выражение "уснувшие"! Писание не говорит "умершие". Когда умер Лазарь, Господь Иисус сказал своим ученикам: "Лазарь, друг наш, уснул" (Иоан. 11,11). Это любовное выражение о кончине верующего - оно употребляется только в отношении верующих, - заключает в себе две вещи, которые подробнее будут рассмотрены в конце главы: смерть для верующих не только не страшна, но и совершенно потеряла над ними свою власть, так что они могут победно воскликнуть: "Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?" (ст. 55).
Еще мы хотели бы заметить, что распространенное представление о всеобщем воскресении, то есть воскресении всех одновременно, так же мало встречается в Писании, как и мысль о всеобщем суде. В Иоан. 5,29 Господь Иисус четко отделяет воскресение жизни от воскресения суда, т.е. Он говорит о двух совершенно различных аспектах воскресения. Откр. 20,5-6 в сравнении со стихом 12 и далее дает нам дополнительное указание на то, что речь здесь идет о различных действиях и моментах. Двадцатый стих, начинающийся с выразительного союза "но", - это логический триумф веры над аргументами неверия. "Но Христос воскрес ..." -вот основа нашего упования для вечности; вопрос не в том, чтобы иметь о Христе различные мнения, а в том, чтобы признать один- единственный фундаментальный факт.
Две главы - две семьи
Как показывают стихи 21 и 22, по мысли Божьей существуют две семьи, каждая из которых имеет своего главу, и этим они отличаются друг от друга. Через одного человека - Адама -вошла смерть; через это участь смерти пала на всех, кто пришел за ним. Род Адамов охватывает все человечество, и все оно умирает. Но по решению Божьему через одного человека произойдет и воскресение мертвых. Человек этот -Господь Иисус Христос. "Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут". У Христа тоже } есть семья, и она состоит, как недвусмысленно показывает стих 23, из всех его последователей, из всех тех, кто "Христов". Что касается, их тела, они оживут. Это исключительно вопрос о теле, а не о душе. Если выражение "все" встречается здесь дважды - "в Адаме все умирают", "во Христе все оживут", - то мы можем заметить, что оба эти "все" не равнозначны, но имеют свое соответствующее значение и радиус действия через связь со своим главой. В случае Адама "все" охватывает целый род, т.е. всех людей, тогда как в случае Христа "все" относится только к его семье, ко всем его последователям. Но будут ли воскрешены также и неправедные? Несомненно, это воскресение настолько специфично, что оно упоминается не один раз. Это воскресение жизни, и оно является уделом только тех, кто делал добро. Все они - его. Для них Он одержал победу.
О том, что спасутся все люди, как утверждают некоторые лжеучителя, не говорится ни в Писании, ни в каком-либо другом месте.
Заслуживает внимания то, что Дух Святой в заключительной части 15 главы Шор. (ст. 45-47) еще раз возвращается к обоим главам и противопоставляет их друг другу уже по иному поводу: "Так и написано: первый человек Адам стал душою живущею; а последний Адам есть дух животворящий". И здесь последний Адам противопоставляется первому Адаму. Первый Адам стал через Божье дуновение душою живущею; следовательно, он был "душевным" и обладал "естественной" или "душевной жизнью", то есть земной. Он в изобилии размножался, но все, происшедшие от него, тоже земные, того же рода. Последний же Адам, хотя и настоящий человек, но также и Бог, поэтому Он имеет животворящий Дух. Он не только человек, но и Адам, т.е. зачинатель и глава рода. Он назван последним Адамом, потому что за ним не последует никакой другой главы: в нем, как человеке, Бог достиг совершенства и полноты. Да будет благословенно имя его за это! Важный случай, когда Писание представляет нам Господа Иисуса в качестве животворящего духа, мы находим в Иоан. 20, где Он, воскресший, вдыхает жизнь своего воскресения в своих учеников.
Но позвольте нам заметить, что Он не только "последний Адам", но и "второй человек"! Это выражение показывает, что между Адамом и Христом другие люди в расчет не принимаются. Каин не был вторым человеком, он был только Адамом, воспроизведенным в последующих поколениях. И такими были все люди, последовавшие за Адамом - воспроизведения Адама в свое время. Но когда на эту землю пришел Христос, Он не был лишь воспроизведенным Адамом. Зачатый от Святого Духа и рожденный женщиной, Он был новым, первоначальным человеком, который с достоинством был назван "вторым человеком". И в заключение приведем еще один яркий контраст между двумя главами, основанный на всем вышесказанном: Адам был грешником, и поэтому подвергся смерти, а, стало быть, он был главой грешного человеческого рода. Христос же добровольно вошел в смерть, в которой Он принял на себя грехи всех верующих, и тогда Он стал главой своей семьи, "небесных" (ст. 48).
Каждый в своем порядке
Как во всем Божьем преобладает Божий порядок, так он преобладает и в воскресении. Поэтому в стихе 23 мы читаем: "Каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его. А затем конец". Производит глубочайшее впечатление, прямо-таки захватывает дух, какими гигантскими шагами, с какой скоростью проходит здесь Святой Дух по времени, приводя в доказательство различные стадии воскресения, начиная от Христа и до абсолютного конца. Первенец, как мы это уже усвоили, это - Христос. "Христовы, в пришествие Его". Когда Господь Иисус сойдет с небес при возвещении, при гласе архангела и трубе Божьей к дому своей невесты, то сначала воскреснут мертвые во Христе (это верующие, начиная от Адама), "потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе" (1 Фес. 4,16-17). Какой же это будет славный миг! Но скажи, дорогой читатель, будешь ли ты присутствовать при этом? Это воскресение будет уделом только тех, "кто Христовы". А ты уже принадлежишь ему? Если нет, то поторопись уже сегодня прийти в его спасительные объятия.
Конец
"А затем конец". Вот могущественное слово! Здесь подразумевается не какой-то конец какого-то отрезка времени, но абсолютный конец, конец первого творения, конец времени, когда в правде начнется вечность и на новом небе и на новой земле будет обитать правда (2Петр. 3,13; Откр. 21,1 и далее).
Примечательно, что апостол представляет здесь не воскресение беззаконников, а непосредственно конец, который начинается с того, что Он передает Богу и Отцу царство, в которое Он войдет и в котором явится (Лук. 19,12; 23,42; 2Тим. 4,1). По мысли Божьей, Он примет царство только для того, чтобы привести все в подчинение Богу. То, что Он учил своих учеников молиться, чтобы пришло царство Отца, Он сам исполнит потом в силе, потому что Он сам достигнет царства. Но - как ценна эта мысль! - при всем этом Он остается служителем Бога, каковым Он был всегда как человек. Он принимает царство не для своего собственного восхваления, чтобы понравиться самому себе, а для прославления своего Отца. Он восстановит все (Д.ап. 3,21), Он приведет все в такое состояние, в котором все будет пребывать вовеки. При этом произойдет также воскресение и осуждение беззаконных и устранение всякого противостоящего господства, власти и силы. Безбожные будут осуждены раньше, чем Он передаст власть. Как только Он все это исполнит, приведя все в полное соответствие с мыслями своего Бога, то для него все будет завершено, потом Он передаст царство Богу и Отцу (не от него оно будет взято, и не кому-то другому будет отдано), и эта передача произойдет в конце тысячелетия его правления.
Итак, в то время, как двадцать четвертый стих показывает нам, что сделает Господь Иисус в конце своего тысячелетнего царствования - а именно: возвратит царство, - то стих 25 показывает, чем будет примечательно его царствование, "ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои". Согласно псалму. 110,1,\109,1 \ Он сидит сегодня, прославленный Мессия, одесную престола Божьего и ждет, пока Сущий не положит врагов Мессии в подножие его. Когда Отец положит врагов его в подножие его, тогда Он начнет истреблять их. Он будет делать это, начиная со своего прихода для установления своего царствования и до его конца, пока (а "не после чего") все враги не будут повергнуты к его ногам.
Последний враг
"Последний же враг истребится - смерть" (ст. 26). После того, как все противостоящие силы будут побеждены царствованием Христа, останется последний враг - смерть. Смерть изображена здесь врагом, при этом мы можем заметить, что часто божественным способом выражения в его Слове являются олицетворением абстрактных, неосязаемых понятий. Так, например, "любовь" и "правда" в Шор. 13 изображены в том, что они делают и чего не делают так, как если бы речь шла о людях. Что касается смерти и ада, то в Откр. 20,14 дается подобное образное описание: "И смерть, и ад повержены в озеро огненное. Это - смерть вторая". Смерть и ад перестанут существовать. При этом нам сразу же дается пояснение, что под падением последнего врага, смерти, понимается воскресение мертвых. Уничтожение смерти означает их воскресение. Итак, здесь речь идет о воскресении для суда, о воскресении всех тех, кто не принял участия в первом воскресении. Все воскресшие, стоящие перед великим белым престолом в Откр. 20, это безбожники, потерянные грешники, вечная участь которых - озеро огненное. Среди них нет ни одного верующего, так как верующие значительно раньше были приведены к Господу через воскресение. Правда, еще откроются книги, но это будет сделано для того, чтобы показать, что дела их были дурными и что их имя не записано в книге жизни. Как серьезна мысль о том, что в отношении вечных мук безбожников в огненном озере будет так же мало изменений, как и в счастливом блаженстве избранных в небе!
Вечное состояние
Когда Иоанн, провидец, получал откровение, он увидел, как отворилась дверь в небе, и услышал громкий, как труба, голос, говорящий ему: "Взойди сюда, и покажу тебе, чему надлежит быть после того" (Откр. 4,1). Уже сегодня мы должны в духе войти в отверзшееся небо и рассмотреть то, чему надлежит быть "после того". Как снисходителен Господь в своей милости, ибо Он возвышает нас над нами самими, и, насколько это на данный момент, возможно, позволяет нам заглянуть в те небесные пространства, в которых мы однажды окажемся! И лишь совсем в немногих местах священного Писания Бог идет еще дальше и показывает нам не только то, что должно произойти в небе или на земле, но и дозволяет нам заглянуть в грядущую вечность, в вечное состояние. Конечно, сегодня Он еще не может описать нам нашего блаженства в доме Отца; много раз Он сообщает нам, чего на небесах "не будет больше": "... и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни, уже не будет; ибо прежнее прошло" (Откр. 21,4). В стихе 28 нашей главы (1Кор. 15) Он все же дозволяет нам узнать несколько больше о вечном состоянии: "Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем".
Когда настанет момент, когда вся вселенная будет покорена Богу и новое творение достигнет своей завершенности, тогда Сын оставит примиренное царство, которым Он обладал, как человек, и вновь покорится "Покорившему все Ему".
Когда Господь Иисус был человеком, ОН - СЫН занял положение зависимости и покорности, и это же положение Он займет вовеки - ясное доказательство того, что Он навсегда принял человеческую природу. Хотя Господь Иисус есть Бог, Сын, и Он одно с Отцом, Он все же покорится в вечности как человек, каким Он был на земле. В вечности Он займет обычное положение человека, положение, которое Бог с самого начала предусмотрел для человека, - положение покорности. Каким невыразимо счастливыми уже сегодня делает нас мысль о том, что Господь Иисус всегда, всегда останется человеком, что мы будем видеть его и сможем этим наслаждаться! Благословение и слава имени его за это!
Когда Господь Иисус займет свое вечное положение как человек, как глава целой семьи спасенных, тогда это приведет к тому, "что будет Бог все во всем". Тогда любое человеческое управление и господство навсегда прекратится, и Господь как таковой (хотя Он всегда Отец, Сын и Дух Святой) будет иметь главенство над всем, как Он имел его от века, и не будет ему более ни в чем сопротивления.
Мы хотели бы завершить наши размышления о воскресении одним сравнением. Отрицание воскресения подрывает христианство и, как логическое следствие, вовлекает нас в наши грехи ив безнадежные страдания. Но факт воскресения, воплощенный в нашем дорогом Господе, прямой дорогой ведет нас, на основе совершенного им дела, в вечную славу.
Да будет навеки благословенно Его имя за это!
Назад: ГЛАВА 3. Искупительное дело Христа - "Искупление" в Ветхом Завете. Искупление в Новом Завете. Заступничество. Примирение.
Оглавление
©
http://www.gbv-dillenburg.org
:: Издательство GBV (Благая весть), Германия
©
www.christ-pages.narod.ru
:: "Христианские страницы"
| |
|
|