|
|
|
Кристиан Брим. "Там Я посреди них"
II. СОБРАНИЕ КАК ЦЕРКОВЬ
Глава 9. Трапеза Господня
Две стороны преломления хлеба
Когда мы в первый день недели собираемся для преломления хлеба (Деян. 20,7), мы выражаем этим, согласно воле Божией, две стороны: мы вспоминаем (мы уже касались этой стороны) Господа в Его страданиях и смерти, мы возвещаем Его смерть (1 Кор. 11,26), и, с другой стороны, мы выражаем этим драгоценную истину, что вследствие этой смерти все верующие на земле едины и составляют одно тело (1 Кор. 10,17). Первая сторона внутренне связана с "вечерей Господней" (1 Кор. 11,20), вторая - с "трапезой Господней" (1 Кор. 10,21).
И еще нечто для размышления. С этими двумя сторонами хлебопреломления связано не только уже упомянутое преимущество, но и серьезная ответственность, которую мы не должны упустить из виду. Когда мы вкушаем от вечери Господней, то Ему небезразлично, как, в каком духе мы это делаем. И если это является нашим преимуществом - сидеть за трапезой Господней, то неизбежно встает вопрос нашего общения и нашего соединения.
"Трапеза Господня" и "вечеря Господня" не представляют из себя два различных установления, но это одно и то же дело, однако, рассматриваемое с двух различных сторон. Весьма важно - постоянно иметь это в виду. И потому выражение: "Мы празднуем вечерю Господню за трапезой Господней" не совсем удачно.
Теперь мы обратимся к трапезе Господней, на основании мыслей Апостола Павла о ней в 1 Кор. 10 гл. При этом весьма знаменательно, как Апостол приступает к этой теме. Руководимый и контролируемый Духом Божьим, он не имеет намерения писать теологическое сочинение вначале о трапезе Господней, затем о вечере Господней. Видя у Коринфян определенный недостаток и желая исправить его, он как бы мимоходом делает серьезное и принципиальное наставление, которое и для нас сегодня имеет чрезвычайно важное значение. Возможно, для нас сегодня и нет опасности повторять те же ошибки, которые были у верующих Коринфян, но принципы, которые представляет нам Священное Писание в связи с трапезой и вечерей Господней, остаются теми же, и эти принципы в состоянии обнаружить и исправить всякие возможные недостатки и с нашей стороны, и в наше время. Представим же, возлюбленные дети Божьи, Божьи требования к себе! И будем уверены: Он хочет вести нас к дальнейшим, еще более глубоким, благословениям!
Неверное поведение из-за незнания новых отношений
Верующие в Коринфе лишь недавно оставили языческое идолослужение и обратились к вере в живого истинного Бога. При этом они вполне познали пустоту и никчемность идолов, но тем не менее совершали серьезные ошибки. Прежде чем мы непосредственно займемся неправильным поведением Коринфян, давайте посмотрим на причины этого.
Причиной неверного поведения Коринфян было, как видно из этой главы, их незнание тех новых отношений, в которые они вступили по благодати Божией. Они еще не постигли характера этих новых отношений. Это не единичный случай. Часто проходит немало времени между обращением, поворотом от того, что душа осознала как ложное и греховное, и пониманием своего нового положения и связанной с ним ответственности. Да, видимо, некоторые возлюбленные дети Божий еще не осознали вполне дарованного им во Христе Иисусе положения. Это не только прискорбно, но и опасно, ибо такое "промежуточное состояние", как я его иногда называю, является источником многих ошибок и неправильностей в практической жизни. К тому же невозможно быть по-настоящему счастливым до тех пор, пока не начнешь наслаждаться этим новым положением перед Богу.
Познание и пользование этими дарованными Богом положением и отношением к Нему и Его детям являются основанием и в то же время источником силы для того, чтобы соответствовать связанной с этим положением ответственностью. Можно сказать очень просто: не сознавая дарованного Богом положения, невозможно жить угодной Богу жизнью. Так обстоит дело и в естественной области. Как можно, к примеру, заставлять ребенка исполнять требования его отца, если этот ребенок вообще не знает отца, ибо он, возможно, во время рождения ребенка уже был на войне? Но когда отец в один прекрасный день придет домой, и мать скажет ребенку: "Смотри, это твой папа, о котором я так часто рассказывала тебе", тогда ребенок охотно будет слушаться своего отца, ибо теперь он знает его.
Это должно пояснить нам, какое в высшей степени важное значение имеет правильное наставление и познание Его планов в отношении нас. Не будем считать это напрасной тратой времени! Многие печальные недоразумения и разделения даже среди истинных детей Божиих происходят по большей части от недостатка духовного сознания того положения, в котором находится христианин. И разве может душа правильно относиться к трапезе Господней, если она не сознает и не осуществляет на практике своего положения как члена Тела Христова? Недостаточно просто указывать на отдельные ошибки, необходимо глубокое познание тех отношений, в которые введен христианин. Мысль эта лежит в основе этой книги, и это, именно, то, что делает Апостол в случае с Коринфянами. При этом он призывает их к рассуждению: "Сами рассудите о том, что говорю".
Неправильное употребление свободы
Коринфяне знали, что "идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого" (1 Кор. 8,4). В этом они были правы. Но они полагали, что это значение делает их свободными по отношению к идоложертвенному. Если идол ничто, то почему они не могли есть мяса животного, принесенного в жертву идолу? Разве это не было обыкновенное мясо, как и всякое другое? Они даже шли дальше и сидели за столом в капище, чтобы там есть идоложертвенное. Разве они не имели свободы поступать так, зная, что всякое идолослужение ложно?
Но действительно ли дело обстояло так просто? Апостол показывает, что это было совершенно не так. Коринфяне имели на основании своего знания христианскую свободу, но они неправильно пользовались ею. Прежде всего, Апостол поясняет им, что от их свободного образа действий должна была удержать забота об их немощных братьях, которые еще не имеют достаточного познания. "Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных. Ибо, если кто-нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в капище, то совесть его, как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное? И от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос" (1 Кор. 8,9-11).
Не показан ли здесь принцип, который и для нас имеет большое значение? Не полагаем ли и мы порою, что мы свободны делать то или иное, идти туда или сюда? Но думали ли мы когда-нибудь, что это наше право может быть соблазном для немощных, что использование нами свободы может погубить немощного брата? Христос любит немощного, Он умер ради него. Любим ли мы его? Определяется ли наше поведение любовью к немощным? Это соображение нам нужно чаще принимать во внимание. Тогда многие трудности и вопросы разрешатся сами собою.
Чаша благословения перед хлебом
Но Апостол Павел в десятой главе своего послания к Коринфянам делает еще один решительный шаг и ставит их перед роковым фактом, что за идолами стоят бесы. Вот его предупреждающие слова: "Итак, возлюбленные, убегайте идолослужения. Я говорю вам как рассудительным; сами рассудите о том, что говорю; чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба. Посмотрите на Израиля по плоти: те, которые едят жертвы, не участники ли жертвенника? Что же я говорю? То ли, что идол есть что-нибудь, или идоложертвенное значит что-нибудь? Нет; но что язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу; но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами. Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и трапезе бесовской. Неужели мы решимся раздражать Господа? Разве мы сильнее Его?" (1 Кор. 10,14-22).
Апостол предостерегает верующих в Коринфе от идолослужения, в котором они снова запутывались, неверно употребляя свое знание. Хотя мы сегодня в буквальном смысле не имеем ничего общего с идоложертвенным, само поучение и принципы, изложенные Духом Святым в 1 Кор. 10 гл., чрезвычайно важны для нас. Разве не случается и сегодня так, что многие истинные дети Божий видят выражение своей духовной свободы в том, чтобы идти туда или сюда (я в данном случае имею в виду более религиозные места, чем мирские), чтобы затем снова занять свое место за трапезой Господней?
Коринфяне когда-то думали точно так. Но Апостол поправляет их и сразу же начинает говорить о "трапезе Господней" как о принципе, по которому совершается вечеря Господня. Уклоняясь от традиционной последовательности, он начинает с той ее части, которой присуще особо глубокое и серьезное значение по отношению ко Христу - с чаши: "Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой?" Однако, почему изменяет Апостол естественный и традиционный порядок и называет чашу перед хлебом, Кровь - перед Телом?
Дело в том, что он писал свое послание тем, которые некогда были идолопоклонниками, оскверненными всем тем, что было связано с идолопоклонством. От всего этого были они теперь избавлены и освобождены. Каким образом? Драгоценною кровью Христа. И когда теперь они, принимая чашу, вспоминали, Чьею кровью были они омыты от всех своих грехов, когда они помышляли о той высокой цене, которая была уплочена для их искупления - как могли они снова обращаться к тому, от чего они были избавлены?
Я думаю, что желая подчеркнуть эту мысль, Апостол упоминает прежде чашу. Кроме того, эта перемена в последовательности чаши и хлеба указывает на то, что речь здесь идет не об исправлении неверного поведения при хлебопреломлении, как мы это видим в 11-й главе, а о вопросе общения, т.е. о том, с кем верующие имеют общение - общение, основой которого является кровь Христа.
Таким образом, пить из чаши означало не только исполнение определенной формы, но было сильнейшим выражением их внутреннего общения, их приобщения крови Христовой, т.е. их приобщения к Его смерти, которую Он претерпел за них. И если они в то же время пили "чашу бесовскую", то не ставили ли они таким образом чашу Господнюю на одну ступень с одним из обрядов языческого культа? Так не должно было быть! "Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую" (ст. 21). Что могла дать им чаша бесовская? Только злое! Чаша же Господня была чашей благословения и говорила о безмерных благословениях, приобретенных кровью Искупителя. Господь и бесы! Они друг другу совершенно противоположны. Между ними не может быть ничего общего.
Апостол также напоминает Коринфянам о том, что они этим внешним действием хлебопреломления выражают внутреннее соединение с Телом Христовым, и что они, многие, теперь составляют одно Тело (ст. 17), и, являясь Церковью Божией, отделяют себя, таким образом, как от иудеев, так и от язычников (ст. 32). Как же могут теперь они соединяться с язычниками, вкушая от их жертв? Не было ли одно отрицанием другого? Невозможно, чтобы они были участниками в трапезе Господней, и в то же время, в трепезе бесовской.
За идолами стоят бесы
Из аргументов Апостола (если можно их так назвать) вырисовываются два, в высшей степени важных правила, которые невозможно переоценить и пренебрежение, которыми в христианстве привело к весьма печальным последствиям. Вот первое правило: "За видимым скрывается невидимое: взгляды - принципы - системы - силы".
Остановимся здесь немного и возвратимся к поучительному примеру Коринфян. Апостол Павел так же, как и они, хорошо знал, что идолы есть ничто, что это просто мертвые куклы: "Что же я говорю? то ли, что идол есть что-нибудь, или идоложертвенное значит что-нибудь?" (ст. 19). Но он не хочет оставить своих братьев в неведении в отношении того, кто, собственно, руководит всем этим: за идолами стоят бесы, враги Бога и людей. "Нет, но что язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу" (ст. 20).
Подтверждение этого правила мы находим уже в Ветхом Завете, где сказано: "Они приносили жертвы бесам, а не Богу, богам, которых они не знали" (Втор. 32,17). Бесы претендовали на поклонение, которое принадлежало Одному лишь Богу. Без сомнения, верующие Коринфяне не имели намерения приносить поклонение сатане и его падшим злым духам, так же, как и необращенный человек не думает, что он служит дьяволу. Но это не меняет сути дела!
Как важно поэтому за видимыми вещами узнавать невидимые системы и силы, которые их поддерживают. Это необходимо даже в области мирских дел, если не хочешь стать жертвой серьезного обмана. Внешне, к примеру, такие дела, как гражданское неповиновение, демонстрации за мир, забастовочное движение и т.п. имеют вид борьбы за справедливость, но за ними не стоит ничего другого, кроме возмущения установленного Богом порядка, а воспитание в духе отрицания всяких авторитетов! Кто имеет мужество за всем этим увидеть главного виновника - дьявола! А терроризм и насилие, которые потрясают сегодня западный мир - что это, поступки сумасшедших? Нет, за ними стоят, за малым исключением, философские системы, имеющие цель разрушить государственный порядок на земле, установленный Богом для блага людей. Я напоминаю все это лишь для того, чтобы показать, что за внешними видимыми вещами стоят невидимые силы.
И в религиозной, христианской области дело не обстоит по-другому. Конечно, сегодня мы не соприкасаемся с трапезами бесовскими, но зато соприкасаемся с учениями бесовскими (1 Тим. 4,1). Да будет ясно всякому истинному христианину: за каждым ложным учением и исповеданием скрывается дьявол и его ангелы, которые заинтересованы в том, чтобы обесчестить Господа Иисуса и причинить вред как телу, так и душе человека. Нередко дьявол гораздо лучше нас, христиан, знает, насколько важно правильное христианское учение, поэтому он делает все, чтобы разрушать его и заменять его своим учением, учением бесовским. Очень многое в христианстве, внешне имеющее прекрасный вид, не от Бога, не Христово. Кто же тогда стоит за всем этим?
Внешнее участие означает общение
Второе правило тесно связано с вышеизложенным первым: "Внешнее участие означает для Бога: внутреннее общение, видимое соединение, соглашение".
Об этом Коринфяне думали так же мало, как и о том, что за идоложертвенным стояли бесы. Когда они шли в храм и там ели идоложертвенное, они непосредственно приходили в контакт с бесами. Более того - они имели общение с бесами, сознавали ли они это или нет, хотели ли они этого или нет. И Апостол вынужден решительно заявить им: "А я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами" (ст. 20). Путем внешнего участия выражается общение - так, во всяком случае, смотрит на это Бог - с господствующей там системой: таким образом приходят в общение с "жертвенником".
Участие в трапезе Господней также выражает общение, что мы сейчас и увидим. Кроме того, Апостол приводит в пример Израильтян и язычников. "Посмотрите на Израиля по плоти: те, которые едят жертвы, не участники ли жертвенника?" (ст. 18). Израильтяне, вкушая от жертв на израильском жертвеннике, свидетельствовали тем самым о своей общности с израильской системой поклонения Иегове. Язычники, вкушая от жертв на языческом жертвеннике, свидетельствовали о своей общности с языческой системой поклонения бесам.
Христианин же за трапезой Господней своим участием в одном хлебе выражает свою общность с Господом, с Его смертью и с членами Тела Христова. И именно это является настоящим центром истинного христианского поклонения. Это так серьезно, что, когда верующие не как члены Тела Христова собраны вокруг этой трапезы, это не является выражением Церкви Божией. Об этом вопросе я бы хотел еще поговорить отдельно.
Но вначале, в связи с этим, я хочу заметить, что Дух Святой употребляет два различных выражения, для обозначения "участвовать" и "быть в общении". Первое, "metecho" - участвовать, означает нечто, что само по себе находится "вне" по отношению ко мне, но во что я вступаю, в чем я принимаю участие. Так, мы все "причастны" одному хлебу или "причащаемся" к одному хлебу (ст. 17), точно так, как язычники были "участниками" трапезы бесовской (ст. 21).
Второе слово - "koinoneo". Оно означает совместное участие, внутреннее общение. Это слово, употребленное в выражениях "приобщение крови Христовой" и "приобщение Тела Христова" (ст. 16), встречается, к примеру, в 1 Иоан. 1,3: "А наше общение - с Отцом и Сыном Его Иисусом Христом".
Один интересный пример, когда оба эти слова употребляются в одном стихе: "А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные" (Евр. 2,14). В оригинале на месте "причастны" стоит слово "koinoneo" = иметь общение, а на месте "воспринял оные" - "metecho" = внешнее участие. Мы, люди, имеем, если можно так выразиться, "участие" с плотью и кровью "причастны" им, мы никогда не были ничем другим, это наша сущность. Однако, о Господе Иисусе сказано, что Он "воспринял" эти элементы. Да, Он стал истинным Человеком, Он во всем уподобился братьям (Евр. 2,17), но Он извне вступил в это состояние. Как точно выражается Дух Святой, когда речь идет о Личности Сына Божьего и о Его воплощении!
Теперь нам легче понять, что наше внешнее участие в каком-либо деле означает отождествление, соединение с ним. И независимо от того, преднамеренно мы делаем это или нет, - Бог смотрит на это именно так. Мы просто должны научиться смотреть на вещи с точки зрения Бога, иначе мы будем видеть их совсем не так, как видит их Бог, и это всегда опасно. Наше внешнее участие, будь это трапеза Господня или какая-либо другая трапеза, в основе которой лежит разделение, или независимость, или даже ложное учение, Бог рассматривает как отождествление, как соединение с господствующим там принципом или системой, хорошая ли она или плохая. Таким образом (и это очень серьезно и достойно нашего размышления) мы можем нашим внешним участием соединиться со злом, которое само по себе чуждо для нас! Думали ли мы когда-либо об этом? Я расскажу об одном случае, который может наглядно пояснить нам это.
Это касается одного брата в Господе, о котором рассказывал мне отец, и происходило задолго до начала второй мировой войны. В то время существовала одна запрещенная политическая партия, которая только недавно организовалась и работала в подполье. Упомянутый брат захотел, по непонятной и сегодня для меня причине, принять участие на одном из собраний этой запрещенной партии. Видимо, больше из любопытства, чем по убеждению. Собрание состоялось ночью. Братья поместной церкви серьезно и неоднократно предупреждали его, что это место не для него, что он там ничего не потерял и ему там нечего делать. Но он не послушался и ночью пошел туда. Как раз в эту ночь была облава, и наш брат вместе с другими участниками был арестован. Он всеми силами пытался доказать, что он не принадлежит к ним, что он только один раз хотел посмотреть.. Но все было напрасно, он был уведен как один из них: в глазах властей он занимался запрещенным делом.
О, помог бы нам Господь хранить себя от того, чтобы злые принципы соединять с Ним и с Его трапезой! "Не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской". Напрасно оправдывать себя тем, что сердце не участвует в этой внешней форме. Бог думает иначе, и мы должны научиться видеть вещи во свете Божьем.
Апостол Иоанн пишет избранной госпоже в своем втором послании, что, если кто не приносит учения Христова, то его не принимать в дом и не приветствовать. "Ибо приветствующий его, - продолжает он, - участвует в злых делах его" (ст. 11). Разве не примечательно, что и здесь для обозначения понятия "участвует" употреблено слово "koinoneo"? Одно только приветствие (форма приветствия может быть, к примеру, такой, как в Деян. 23,26) - в неподобающем месте может привести к соединению со злыми делами.
Как серьезно было предупреждение, которое Иоанн слышал с неба по отношению к Вавилону: "Выйди от нее, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах ее и не подвергнуться язвам ее" (Отк. 18,4)! И здесь слово "участвовать" является переводом с греческого слова "koinoneo". Это снова указывает нам на то, что внешнее участие в чем-то злом означает соединение с этим злом. Поэтому Бог требует от нас освобождения от всего, что противно Ему. Если мы не хотим быть в соединении, с точки зрения Бога, со злом, мы должны отделиться от него. Это выглядит жестоко и бессердечно. Однако, истинная любовь к нашему дорогому Спасителю, Который внутренне соединил нас с Собой и друг с другом, истинная мудрость в настоящем лукавом веке будут вести нас к тому, чтобы нам избегать даже видимости соединения со злом или с чем-нибудь сомнительным.
То, о чем мы здесь говорим, является полной противоположностью многим стараниям и усилиям в христианстве, направленными на то, чтобы объединить и соединить вместе то, что так же несовместимо между собой, как огонь и вода, как добро и зло. Я бы, например, не мог пойти на Евангельское собрание, которое проводится по такому Богопротивному принципу, как экумения. Почему я не могу пойти туда? Потому что мы никогда не можем сделать ложное правильным, злое добрым через смешивание с ними (Агг. 2,12-13). Я также не смог бы объединиться в Евангельской работе с теми, кто защищает эти принципы, так как они не согласуются с волей Божией. В Божий планы входит не только спасение грешников, но чтобы Его народ был на земле живым свидетелем о Христе и о Его Теле, о Церкви Его.
Господь да поможет нам, заглядывая за внешний фасад, познать, какие системы и силы скрываются за внешними формами и деятельностью. И да поможет Он нам быть отделенными от всего того, что не в Нем находит свой источник, чтобы нам "не участвовать в грехах ее".
Одно Тело - мы многие
Когда Апостол Павел в 1 Кор. 10,16 говорит о "приобщении Тела Христова" и в 17-м стихе добавляет: "Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба", то ясно, что под "телом" в обоих стихах подразумевается не одно и то же. Важно иметь в виду это различие.
"Тело Христово" в 16 ст. указывает на физическое Тело Господа Иисуса, как в том же стихе говорится о Его Крови. Хлеб, который мы преломляем, является символом нашего соединения с Телом Господа, которое Он отдал за нас, так же, как и чаша, из которой мы пьем, является символом нашего соединения с Его кровью, которую Он пролил за нас.
Обратим внимание также на переход в предложениях от "Христос" к "Господь". Когда Апостол говорит о нашей ответственности, он пользуется выражением "Господь": Он является Господом Своей трапезы, все права принадлежат Ему. "Неужели мы решимся раздражать Господа?" (ст. 22). Также в 11-й главе в стихах с 20-го по 34-й не менее семи раз употребляется слово "Господь". Но когда Апостол говорит о соединении, он употребляет не "Господь", но "Христос" - кровь Христова, Тело Христово. Конечно, если бы Христос не был Господом, не было бы не только "трапезы", но и самого христианства. Но "Господь" - это не то Имя, в Котором мы, христиане имеем общение с Ним.
Теперь, когда каждый отдельный верующий соединялся с Телом Христовым, то они все были, таким образом, соединены друг с другом и вместе образовали одно Тело во Христе. Об этом говорит 17-й стих: "Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба". Когда Апостол, включая и себя самого, говорит: "мы многие" и "мы все". Он не имеет в виду поместную церковь в Коринфе, но общность всех живых верующих на земле, "ибо все мы одним Духом крестились в одно тело", читаем мы в 1 Кор. 12,13. Подобным же образом он выражается и в Рим. 12,5: "Так мы многие составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены". Однако, когда он имеет в виду поместное выражение тела Христова, тогда он говорит "вы": "И вы - тело Христово". Коринфяне не были в том же смысле Телом Христовым, но лишь Его выражением или отображением в Коринфе. Но об этом мы уже говорили.
Преимущество и ответственность
При хлебопреломлении мы свидетельствуем (как бы мы ни были мало способны сознавать характер наших действий), что мы являемся частью одного тела, внутренне соединены со всеми другими истинными христианами. Это не то, что через это действие образуется тело, но, таким образом, выражается сам факт его существования и его единства. Ибо существует лишь одна трапеза Господня, как бы многочисленны ни были места, где собираются дети Божий во Имя Господа Иисуса. Апостол в Ефесе и святые в Коринфе были членами одного тела. Они исповедывали это в учении и на практике, преломляя каждую неделю в память о Господе Иисусе хлеб. Как ценно, что, несмотря на упадок и раздробленность христианского исповедания, в планах Божиих ничего не изменилось, и мы можем сегодня собираться вместе на том же самом основании единства тела! Конечно, мы - не Церковь, но всякий раз, когда мы преломляем хлеб, мы исповедуем тем самым, что вместе со всеми другими членами мы составляем одно тело - мы, многие. Чего-то другого, какой-то другой корпорации Священное Писание не знает. Как, в высшей степени благословенно и утешительно сознавать себя соединенными со "всеми святыми" в единство Тела Христова, сознавать, что любовь Его согревает всех верующих и что Он питает их и заботится о них!
Мы не можем (и это очень серьезная, ответственная сторона) обособиться от этого Тела, мы не можем путем какого-нибудь независимого толкования уклониться от связанной с этим ответственности. Всякое обоснование какого-либо наименования не согласуется с этой истиной, ибо существует только одно Тело, и, когда мы вместе преломляем хлеб, мы исповедуем, именно, это. Мы не должны присваивать себе никакого имени, которое нас отделяет от других детей Божиих. В Писании имеется достаточно слов для обозначения тех, кто принадлежит Ему: "святые", "ученики", "христиане", "дети Божий", "члены Тела Его", "братья". Эти названия охватывают всех верующих и ничего другого не надо.
Но имеется еще и другая сторона. Если мы все являемся одним телом, то мы не можем оставаться равнодушными в отношении образа жизни и учения тех, единство с которыми мы исповедуем каждый первый день недели. Просто немыслимо, что мы, приобщаясь к Его Телу и Его Крови, можем спокойно и беспечно соединяться с действиями и учениями, которые ненавидит Господь. Когда истина о едином теле понята правильно, тогда делается ясным "что не только личное отделение от всякого рода зла является заповедью Господа" (2 Тим. 2,19; 1 Кор. 11,28), но и всеобщая забота о чистоте трапезы Господней, которая включает в себя, если нужно, и вразумление (1 Кор. 2,6). Конечно, это "связывание" и "разрешение", согласно Мат. 18,18, совершается, как мы видели, через церковь, как местную корпорацию, которая, однако (так учат нас другие места Священного Писания), действует в единстве Тела.
Писание многими местами Ветхого и Нового Заветов указывает нам на корпоративную (совместную) ответственность за то, чтобы сохранять в своей среде святость, которая подобает дому Божьему. С этим тесно связана ответственность каждого за состояние целого. Прежде чем я процитирую место из Книги Чисел, я хотел бы заметить, что названные здесь формы нечистоты, от которых должен был хранить себя Израильтянин в то время, согласно закона, для нас сегодня являются прообразами более серьезных вещей, именно, различных форм греха. Особенно ясно это видно из примера с проказой. Она всегда в Ветхом Завете была прообразом греха.
"И сказал Господь Моисею, говоря: Повели сынам Израилевым выслать из стана всех прокаженных, и всех имеющих истечение, и всех осквернившихся от мертвых, и мужчин и женщин вышлите, за стан вышлите их, чтобы не оскверняли они станов своих, среди которых Я живу" (Чис. 5,1-3). Весь народ Израильский был ответственен за состояние народа, за святость стана. Не только священники и левиты, но каждый был ответственен не только за свое состояние, но и за состояние всего народа. И мы читаем, что Господь повелел высылать из стана всех прокаженных и т.п. сынам Израилевым, и что сыны Израилевы делали это. Чем была обоснована эта всеобщая ответственность за сохранение чистоты стана Израильского? Ответ весьма радостный: Тем, что там жил Господь! - "среди которых Я живу". Наша ответственность по отношению к целому находит свое основание в том драгоценном факте, что Бог живет там, а где живет Бог, там должна царить святость. Как это все, собственно говоря, просто! То, о чем мы говорим, многими детьми Божиими не понимается или остается вне их внимания.
Если кто-либо в Израиле слышал, что кто-то хулил Бога, то он не мог просто сказать, как это сегодня многие делают в христианстве: "Это меня не касается! Разве я сторож брату моему? Он сам должен за себя ответить Богу". Послушаем, что Бог заповедал Моисею: "Выведи злословившего вон из стана, и все слышавшие пусть положат руки свои на голову его, и все общество побьет его камнями" (Лев. 24,14). Если среди Израиля была совершена мерзость, то тот, кто был свидетелем этому, не мог уклониться от ответственности и оставить это дело, но мы читаем: "Рука свидетелей должна быть на нем прежде всех, чтоб убить его, потом рука всего народа; и так истреби зло из среды себя" (Втор. 17,7).
Ясно, что сегодня во время благодати, мы никого не должны убивать. Но принцип остался неизменным: каждый в отдельности ответственен за состояние общества. Зло из среды верующих должно быть устранено ими самими, потому что Бог живет там. Если ты видишь брата своего или сестру согрешающими, будь это в учении или в поведении, на тебе лежит ответственность спасать твоего брата или твою сестру, общность с которыми исповедуешь ты каждый воскресный день, сохраняя все общество в угодном Господу состоянии. Для тебя просто не может быть безразличным мой образ жизни.
С другой стороны, вся церковь в Коринфе была ответственна за то, чтобы был извергнут из ее среды развращенный (1 Кор. 5,2.7). Следующие места также указывают на этот принцип: "Умоляем также вас, братья, вразумляйте бесчинных" (1 Фес. 5,14). "Если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании и не сообщайтесь, с ним, чтобы устыдить его" (2 Фес. 3,14).
Не говори, что ты слишком слаб, чтобы поступать по этому принципу. Если у тебя есть любовь, у тебя будет и мужество: "Праведник смел, как лев" (Пр. 28,1).
Допущение к трапезе Господней
Кто может участвовать в трапезе Господней? В принципе каждый истинный христианин, если он не несет на себе церковного наказания, если чисты его образ жизни и связи, и если он не увлекся каким-либо лжеучением. Насколько важна чистота поддерживаемых нами связей, мы уже подробно рассматривали. В конце главы я хотел бы еще раз подчеркнуть эту мысль.
Хлебопреломление установлено для детей Божьих. Мы уже видели это в последней главе. Только им даровано право принимать участие в трапезе Господней, о чем ясно говорит и это выражение: "И мы многие составляем одно тело." Вкушать от хлеба и пить из чаши - это не значить получать жизнь. Это установлено только для тех, кто уже имеет вечную жизнь. Есть "плоть Сына Божьего" и пить "кровь Его" - вот что ведет к вечной жизни (Иоан. 6,53-54). Многие связывают это место с хлебопреломлением, но Иоанн вообще не говорит об этом установлении, в том числе и в том месте. Он имеет в виду, что тот, кто верою соединяется с умершим Христом, со смертью Сына Божьего, имеет жизнь вечную.
Водное крещение также не является дверью для участия в трапезе Господней, хотя никто из тех, кто не принял крещения, не должен участвовать в ней. Если даже по внешнему исповеданию человек не является христианином, как может он участвовать в этом? Но не секрет, что в широких кругах христианства крещение рассматривается как акт, дающий человеку право участвовать в хлебопреломлении, и оба эти действия непосредственно связаны друг с другом. Крещение (в противоположность допущению к трапезе Господней, ибо только церковь "связывает" и "разрешает") абсолютно не является делом церкви. Крещение имеет дело только с внешней областью христианского исповедания, трапеза же Господня является делом настоящего, христианского общения. Крещение вводит в область христианского исповедания, трапеза же Господня выражает единство Тела Христова.
Видимо, в начале христианского свидетельства на земле верующих не подвергали испытанию относительно истинности их обращения и их образа жизни. В то время, когда все еще было свято, когда Господь ежедневно прилагал спасаемых к церкви (Деян. 2,47) и из посторонних никто не смел пристать к ним (Деян. 5,13), в этом не было необходимости.
Но это состояние духовной свежести и неповрежденности длилось не долго, и вскоре возникла необходимость испытывать тех, кто хотел быть допущенным к общению, чтобы убедиться, что их образ мыслей и их духовное состояние соответствуют воле Божией. Ибо уже вскоре попытался проникнуть в среду верующих Симон-волхв, который был разоблачен Апостолом Петром: "Серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги; нет тебе в сем части и жребия, ибо сердце твое не право перед Богом" (Деян. 8,20-21). Здесь уже был тот, кто был крещен (ст. 13), но чье сердце было не право перед Богом. Случай этот подтверждает то, о чем я сказал раньше: факт крещения ни в коем случае не дает права участвовать в трапезе Господней.
То же самое видим мы и в случае с Савлом из Тарса. По пути в Дамаск явлением Господа он был повержен на землю и приведен к вере в Того, Кого он, в лице Его последователей, доселе преследовал. Один из простых учеников Анания крестил Его (гл. 9,18). Когда же он по прошествии трех лет пришел в Иерусалим и хотел присоединиться к братьям, они боялись его, не веря, что он ученик. Он нуждался в свидетельстве других, в данном случае Варнавы, чтобы ему был открыт доступ к святым в Иерусалиме. И затем мы читаем слова: "И пребывал он с ними, входя и исходя, в Иерусалиме и смело проповедовал во имя Господа Иисуса" (гл. 9,26-28).
Здесь мы научаемся весьма важному принципу: никто не может быть принят в общение на основании своего собственного свидетельства. Кто думает получить доступ к общению детей Божиих на основании своего собственного мнения о себе, тот высоко мнит о себе и уничижает других. От Савла, во всяком случае, мы не слышим жалобы на то, что ему пришлось немножко подождать и что кто-то должен был высказать о нем свое суждение. Это хорошо должны заметить себе все те, которые желают быть допущенными к общению детей Божиих. И когда Аполлос, красноречивый слуга Божий, который был "сведущ в Писаниях", вознамерился идти из Ефеса в Ахаию, где его не знали, то даже он нуждался в рекомендательном письме: "братья послали к тамошним ученикам, располагая их принять его" (гл. 18,27). Мы не должны отказываться от этой практики. Лишь на основании свидетельства других об истинности веры кого-либо этот человек может быть принят в общение.
С другой стороны на церкви лежит святая обязанность: со всей тщательностью и любовью испытывать тех, кто имеет желание быть допущенным к трапезе Господней. Так же, как некогда во дни Неемии, сторожа охраняли ворота Иерусалима (Неем. 7,1-3), чтобы враг не проник через них, так и сегодня вход и выход из церкви должны быть охраняемы. Неразумно думать, что "ворота" Церкви должны быть открыты для всех и каждого. Дети Божьи, думающие так, чрезвычайно беспечны и равнодушны к славе Божией. Мы должны заботиться о том, чтобы не вторгся тот, кому там не место, и, с другой стороны, никто не остался вне, кого Господь хочет видеть внутри.
Когда Господь в послании к Ефесской церкви должен был в самом главном вопросе высказать им серьезное порицание, Он, однако, одобрительно подчеркивает : "и испытал тех, которые называют себя Апостолами, а они не таковы, и нашел, что они лжецы" (Отк. 2,2). Там еще соблюдался угодный Богу порядок! Они испытывали исповедание других и не принимали каждого просто на основании его собственного свидетельства. Некоторые даже претендовали на то, что они Апостолы, однако, тамошние верующие испытали их и нашли, что они лжецы. Они проверяли всех, которые приходили к ним как "христиане". Они действовали согласно слова Апостола Иоанна: "Возлюбленные, не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они" (1 Иоан. 4,1). Все это не утратило своего значения и для нас.
Часто, возражая на это, говорят, что христиане вообще не имеют права ставить себя над другими и обсуждать других, ибо Христос сказал: "Не судите, да не судимы будете" (Мат. 7,1). Думающий так ошибается. Правда, прежде нужно вынуть "бревно" из своего глаза, но что потом? Надо ли оставить "сучок" в глазе брата? Нет: "и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего." Несколько позже Господь Иисус добавляет важный принцип: "Итак, по плодам их узнаете их. Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!" войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного" (ст. 20-21). Не наше дело и не наша задача судить о внутренних мотивах того или иного поступка, которые сокрыты от нас. Об этом предупреждает нас Господь в ст. 1. Один Бог видит то, что в сердце. Но испытывать христианское исповедание - наша задача. Мы должны делать это на основании "плодов", т.е. на основании того, что проявляется во внешней жизни человека и что исходит из его уст. "Твоими устами буду судить тебя, лукавый раб!" (Лук. 19,22) - это и для наших действий является весьма важным принципом. "Ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься" (Мат. 12,37).
С другой стороны, мы должны сохранять себя от духа сектанства. Испытываться должна подлинность исповедания Христа и соответствие образа жизни и учения этому высокому званию. Если христианская жизнь налицо и человек не связан с каким-либо лжеучением, то кто имеет право отстранить этого человека от вечери Господней?
В каком возрасте возможно участие в вечере Господней? Писание не дает нам точного указания на этот счет. Только мы нигде не находим, что в этом участвовали дети. Но шестнадцать, семнадцать лет - это уже не дети. Если налицо определенная духовная зрелость и душа радуется, имея прочный мир с Богом (Рим. 5,1), то кто из нас осмелиться сказать, что она еще слишком молода? Весьма важно и понимание того, в чем душа желает участвовать. Но степень понимания этого ни в коем случае не может быть мерилом в вопросе допущения к участию. Тем не менее Апостол говорил о вечере Господней "рассудительным", которые могли рассуждать о том, что он говорил (1 Кор. 10,15), и это, конечно, не были дети.
Поэтому так опасно соединять вместе крещение и допущение к вечере Господней. Верующие дети могут быть крещены в сравнительно раннем возрасте, участие же их в вечере Господней в этом возрасте не основано на Библии. Часто утверждается, что участие в вечере Господней зависит только от наличия нового рождения. Это неверно. Существуют определенные ограничения, и одно из них связано с возрастом.
Ни на одну минуту не должны мы допустить мысли, что будто это "наша" трапеза, и мы можем по собственному усмотрению решать, кто может участвовать в ней и кто нет. Кто, например, дал нам право верующего человека, заявившего о своей готовности к участию в вечере Господней, заставлять ждать два или три года, чтобы увидеть, достоин ли он этого? Подтверждение является необходимой предпосылкой, когда речь идет о служении (1 Тим. 3,1-13). Но разве Господь поступал с нами так, когда мы пришли к Нему? Заставил ли Он нас ждать какое-то время? Конечно, нужны и предусмотрительность, и рассудительность, чтобы избежать опрометчивых действий, но вот чудесный стих из Рим. 15 гл. показывает нам то состояние духа, в котором мы должны действовать при решении этого вопроса: "Посему принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию" (Рим. 15,7).
Почему Сам Господь не говорил о Своей трапезе?
В виду важности этого предмета у некоторых может возникнуть вопрос: почему Господь Иисус при установлении вечери не говорил об этой ее стороне, о трапезе? Ответ может быть таким: "Еще многое имею сказать вам, но вы теперь не можете вместить. Когда же придет Он, Дух Истины, то наставит вас на всякую истину" (Иоан. 16,12-13). Учения о Церкви как о Теле Христовом не могло быть прежде, чем Господь Иисус, совершив дело искупления и вознесшись на небо, послал оттуда обетование Отца Своего - Духа Святого.
Да, Богу было угодно лишь спустя годы после образования Тела Христова (через крещение Духом Святым в день Пятидесятницы) даровать учение о Христе и Его Церкви через "избранный сосуд", мужа, который к тому дню даже не был еще обращен: Павел должен был, как служитель Церкви, завершить Слово Божие (Кол. 1,25). Это не означает, что он был последним автором, но он добавил к канону Нового Завета часть, которая была открыта ему одному - тайну о Христе и Церкви. Поэтому именно через него Бог даровал учение о трапезе и вечере Господней. Никто из других Апостолов и пророков Нового Завета не был призван к этому.
Мы должны остерегаться ошибочных мыслей, что, если учения о каком-либо предмете еще не было, то не было и самого предмета. Во время, описанное в первых двенадцати главах Нового Завета, еще не существовало учения о Церкви. Сама же она существовала, и Дух Святой действовал в ней и через нее, умножая ее своим утешением. Хлебопреломление практиковалось уже в самом начале, учение же о нем появилось спустя годы. Так было угодно Богу.
Это не клерикализм
Часто спрашивают: "Что означают слова: "чаша благословения, которую благословляем" и "хлеб, который преломляем"? В какой мере МЫ благословляем чашу? И не имеет ли в виду Апостол во втором выражении, что мы при вкушении отламываем от хлеба?
Начнем с последнего: не отламывание от хлеба имеется в виду, но принципиальное преломление хлеба, совершаемое одним братом. И однако, делаем это мы. Это МЫ, на мой взгляд, весьма ценно. Это указывает на то, что собравшиеся представляют из себя общность, одну семью, в которой классовые различия не играют никакой роли. Благословение (благодарение) и преломление хлеба являются всеобщим действием, хотя только один совершает его, являясь как бы рупором остальных. В Церкви Божией, за трапезой Господней клерикализму нет места. Она принадлежит Ему, и Он присутствует там, где двое или трое собраны во Имя Его. Мы все являемся приглашенными, все являемся братьями. И кто мог бы думать о том, чтобы председательствовать там, где Он Сам? О, быть гостями в Его присутствии и поклоняться Отцу в Духе и истине - это неизмеримое преимущество, о котором мы еще будем говорить!
Поклонение в Духе и истине
Мы уже касались того, что вечеря Господня является центральным местом поклонения. Люди, говоря о "Богослужении", имеют в виду проповедь. Однако, Богослужение - это не произнесение или слушание проповеди, не молитвы и просьбы к Богу. Истинное Богослужение - это поклонение. Его высшим выражением является преломление хлеба. Это станет еще яснее, когда мы в конце этой главы в разделе "ТРАПЕЗА ГОСПОДНЯ В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ" коснемся того, о чем говорят нам прообразы Ветхого Завета.
Когда Бог обращает к нам через Своих рабов Свое Слово, тогда Он служит нам, а не мы Ему. Когда же мы приносим Ему поклонение - мы служим Ему. В этом суть истинного Богослужения. Нужно четко видеть разницу между служением Словом и поклонением: служение Словом - это принесение Христа людям, а поклонение - это принесение Христа Богу. Служение Словом направлено от Бога к людям, поклонение же всегда направлено от человека к Богу.
Христианское поклонение по своему характеру далеко выходит за рамки того, что означает соответствующее этому понятию греческое слово: "преклонение", "коленопреклоненное почитание". Во многих местах Ветхого и Нового Завета значение "поклонения" фактически ограничивается этим смыслом. Когда, например, волхвы с востока пришли и "увидели Младенца с Мариею, Матерью Его", они "падши поклонились Ему" (Мат. 2,11). Но это далеко не то, что мы понимаем под христианским поклойением. Христианское поклонение представляет из себя не только "коленопреклоненное почитание", но это изливание благодарных сердец искупленных, преисполненных сознанием величия Божия, открытого в Сыне Его. Христианское поклонение - это поклонение в духе и истине.
Указание на это мы находим в словах Господа, которые Он сказал женщине Самарянской: "Поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу; вы не знаете, чему кланяетесь; а мы знаем чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев; но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в Духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе: Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине" (Иоан. 4,21-24).
В отличии от самарян иудеи знали, чему они кланялись: они поклонялись живому Богу, насколько Он мог открыть Себя Израилю. Однако, иудеи не были "истинными поклонниками". Большинство из них были неверующими и не имели живого общения с Богом. Соответственно этому и их поклонение носило внешний, ритуальный характер. Но настало время истинного, христианского поклонения, и истинные поклонники, дети Божий, стали поклоняться Отцу в духе и истине. Именно, их искал Отец - как это чудесно! Только дети могут поклоняться Отцу. Это то, что и сегодня еще ищет любовь Отца. Но, так как Бог есть дух, то и совершаться это должно в духе и истине.
Поклоняться в духе означает нечто большее, чем только иметь Дух Божий в себе и быть Им руководимым, каким бы великим ни было само по себе это преимущество. Конечно, не может быть и речи о поклонении в духе и истине без обитания в сердце Духа Святого. Также ясно, что, именно, Дух Святой и побуждает к поклонению, и руководит им. Поклонение в духе, однако, представляет из себя совершенную противоположность "телесному", внешнему, ритуальному, церемониальному поклонению: оно совершается соответственно природе Бога и в силе того общения, которое дает Дух Божий.
Поклоняться в истине - это значит поклоняться во свете того откровения о Боге, которое Он даровал во Христе Иисусе и особенно - на кресте Голгофы. И потому истинное христианское поклонение не может быть отделено от совершенной жертвы Христовой, и особым образом оно связано с трапезой Господней, в которой мы, как члены Его Тела, возвещаем смерть Господа Иисуса.
Это не означает, что было бы невозможно дома, лично поклоняться Богу. Но это поклонение не может подняться до такой высоты, как когда Господь Иисус посреди Церкви воспевает Богу. Отдельный верующий не в состоянии подобающим образом поклоняться Богу в соответствии с Его откровением о Себе. Это предполагало бы в Нем способность становиться почти на один уровень с Богом. К тому же благословения, радующие нас - это совместные благословения. Поэтому высшей формой христианского поклонения является совместное поклонение церкви. Это совместное поклонение будет и в небесах нашей счастливой долей, ибо мы читаем: "И двадцать четыре старца пали и поклонились " (Отк. 5,14).
Конечно, совместное поклонение церкви возможно и помимо хлебопреломления. Автор неоднократно переживал, как во время изучения Слова Божьего вся церковь была охвачена желанием поклонения, когда перед взором присутствующих была представлена Личность Господа Иисуса, как после благодарения одного брата церковь продолжала стоять, и благодарения следовали за благодарениями. Однако, собственно местом поклонения является трапеза Господня, где Он Сам находится посреди, где мы держим в руках прообраз жертвы Христовой и руководимые Духом Святым, выражаем перед Богом то, что мы ощущаем.
Так за трапезой Господней Церковь Божия находит свое истинное выражение на земле. Ибо там, с одной стороны, особым образом возвещается истина о едином Теле, и, с другой стороны, там христианское поклонение, поклонение в духе и истине, находит свое высшее выражение. В определенной местности могут быть верующие, они могут собираться вместе для молитвы или изучения Слова Божия. Но если в этом месте еще не преломлялся хлеб на основании единого Тела, то здесь еще нет выражения Церкви Божией.
Трапеза Господня в Ветхом Завете
Я еще ничего не сказал о самом выражении "трапеза Господня". Апостол Павел употребляет это выражение как само собою разумеющееся, как бы предполагая, что каждому оно известно. Фактически оно является намеком на Мал. 1 гл. ст. 7 и 12, где так назван жертвенник для всесожжения, и на Иез. 41,22 и 44,16, где так назван жертвенник для курений. Если Апостол не делает разницы между обоими употреблениями этого выражения, то это, видимо, потому, что оба этих прообраза - жертвенник всесожжении, с одной стороны, и жертвенник для курений, с другой стороны, как раз соответствуют его учению и служат как бы его обоснованием. Мы не должны забывать, что "все, что написано было прежде, написано нам в наставление" (Рим. 15,4).
Одно во всяком случае можно твердо вывести из применения этого выражения в Ветхом и Новом Завете: Дух Святой в 1 Кор. 10 гл. подразумевает под этим выражением не только трапезу благословения, о которой говорит, например, Давид в 22-м Псалме: "Ты приготовил предо мною трапезу в виду врагов моих" (ст. 5). Я не раз слышал такое истолкование, но я нахожу его несовместимым с мыслями Духа Святого о трапезе Господней. Скорее здесь сокрыта попытка сатаны лишить детей Божиих их высокого преимущества здесь, на земле: перед лицом раздробленности в христианстве единственным известным в Писании способом символически выразить истину, что существует "одно Тело и один Дух".
На жертвеннике всесожжения приносились Богу жертвы, которые прообразно указывали на жертву Христа. В этом была их ценность. Однако, в 1 Кор. 10 гл., где господствующей является мысль об общении, Апостол в ст. 18 словами: "Те, которые едят жертвы, не участники ли жертвенника?" вне всякого сомнения намекает на особую жертву, жертву благодарения, на мирную жертву (Лев. 3 гл. и 7 гл.). Особенностью этой жертвы было то, что мясо этой жертвы мог есть всякий чистый (Лев. 7,19).
Какой волнующей, и побуждающей нас к поклонению, является мысль о том, что эта жертва была пищей (или хлебом) огня, жертвой Господу (Лев. 3,11; 21,6)! Говоря другими словами то, что было пищей Самого Господа, было предложено и израильтянину. Может ли быть более яркий прообраз того, что значит общение? Вкушать то же самое, что вкушает и Бог. И не есть ли это то же самое, что переживаем мы, христиане, за трапезой Господней? Мы, образно говоря, держим жертву Христову в руках и в благоговении размышляем о Нем и Его чудной жертве, которая (мы знаем это) в очах Божиих представляет неоценимую драгоценность. Какая счастливая доля - иметь общение с Богом вокруг Его Сына! В этом суть истинного христианского поклонения. "А наше общение с Отцом и Сыном Его Иисусом Христом" (1 Иоан. 1,3).
В законе о мирной жертве в Лев. 7 в ст. 19-21 мы находим три весьма важных "условия", которых мы тоже уже подробно касались. От их соблюдения зависит, будет ли жертва благоугодна Богу.
Стих 19-й говорит о том, что место могло быть нечистым: "Мяса сего, если оно прикоснется к чему-либо нечистому, не должно есть". Сколько религиозных "мест" есть сегодня в христианстве, которые осквернены ложным учением или практической жизнью! Кто хочет быть верным Господу, должен покинуть их. Это будет предметом последней главы этой книги.
20-й стих поясняет, что могла иметь место личная нечистота: "...имея на себе нечистоту". Каждый верующий призван к тому, чтобы путем самоосуждения "очищать себя" (1 Иоан. 3,3), чтобы достойно участвовать в вечере Господней. Этим вопросом мы займемся в следующей главе.
Стих 21-й предупреждает о нечистых связях: "Если какая душа, прикоснувшись к чему-нибудь нечистому..." Контакт со злом приводит к соединению с ним - этот принцип Божий был предметом настоящей главы, и я надеюсь, что мы его с Божьей помощью хорошо усвоили. Еще раз серьезное предупреждение всем нам: будем осторожны с нечистыми связями! Они могут сделать нас непригодными к тому, чтобы достойным образом приближаться к Богу и служить Ему. В Ветхом Завете такая душа должна была быть "истреблена из народа своего". Как серьезно смотрит Бог на это!
Что же касается жертвенника для курения, то некоторые места Ветхого Завета указывают на то, что он прежде всего говорит о поклонении. Это было священническое служение (1 Пар. 6,49; 23,13) и преимущественное положение колена Левия, как описано в кн. Втор. 33,10: "Они ... возлагают курение пред лицо Твое и всесожжения на жертвенник твой". Если мы помыслим, что курения (Исх. 30,34-38) являются прообразом благоухания, которое непрерывно исходит от Личности нашего Спасителя и дела, совершенного Им, тогда нам нетрудно понять образный язык Соломона в Пр. 27,9: "Масть и курение радуют сердце". Конечно же, сердце Божье.
Богу благоугоден плод уст, прославляющих Имя Его (Евр. 13,15). Его радует, когда мы предстаем перед Его Лицом с тем, что говорит о Сыне Его. Не является ли это нашим особым преимуществом за трапезой Господней, когда мы, "священство святое (1 Пет. 2,5), приносим Ему духовные жертвы, благоухание приятное. Не поет ли сердце наше с благоговением и благодарностью при взгляде на Господа Иисуса, висящего на кресте:
Чем воздадим Тебе за это?
О, Боже, ладаном каким?
Лишь Им душа Твоя согрета,
И мы прославлены лишь Им.
Лишь Он может возрадовать Тебя! И однако, сколько есть, к сожалению, дорогих детей Божьих, которые скованные человеческими формами и учениями, никогда еще не становились на эту Божественную почву, никогда еще не пережили такого поклонения, такого свободного действия Духа. Которые никогда еще не испытали, что это такое, когда Господь Иисус посреди Церкви воспевает Бога. Которые еще никогда не ощущали, какое это счастье - совершенно забыть себя и с благоговением взирать на Того, Кто "прекраснее сынов человеческих". Поклонение в духе и истине - более возвышенного дела, дорогие друзья, Бог не может нам дать даже в небесах!
Далее: ГЛАВА 10. Вечеря Господня
Разделения. Своя пища. Не только личное дело. От Господа принять. Возвещение смерти Господней. «Есть и пить недостойно». Самоосуждение — не для того, чтобы остаться в стороне. Различные виды суда. Грех к смерти. Благодарение. Вечеря воспоминания. Вечеря воспоминания — это ПРАЗДНИК? Сопоставление трапезы и вечери Господней. Один символ — два значения. Сборы (пожертвования). Ночь, в которую Он предан был.
Назад: ГЛАВА 8. Установление вечери Господней
Три вида собраний церковного характера. Первое историческое упоминание. Четыре вдохновенных сообщения. Оставление грехов согласно Новому Завету. Новое служение — благодарение. Значение символов. За вас предаётся. Завещание Господа. В какой день и как часто должно преломлять хлеб? Присутствовал ли Иуда при установлении вечери? Песнь хваления.
Оглавление
©
http://www.gbv-dillenburg.org
:: Издательство GBV (Благая весть), Германия
©
www.christ-pages.narod.ru
:: "Христианские страницы"
| |
|
|