|
|
|
"Размышление о втором пришествии Иисуса Христа"
10. Таланты
Нам осталось ещё рассмотреть ту часть беседы нашего Господа, в которой Он обращается к серьзной ответственности служителя /раба Своего/ во время Его отсутствия. Эта ответственность тесно связана с надеждой на Его пришествие. Это ясно видно из того обстоятельства, что притча о десяти девах заканчивается такими словами: "Итак бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа в который придёт Сын Человеческий". Тогда Он продолжает беседу дальше: "Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который придёт Сын Человеческий. Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение своё" Мтф. 25,13-14. Есть большое различие между этой притчей о талантах и притчей о неверном рабе /Мтф. 24,45-51/. Последняя относится к служению в доме Божьем, первая, напротив, говорит о служении вне дома, т.е. в мире. Но в каждой из этих притч речь идёт о принципе всякого служения, а именно, о даре и авторитете. Иисус Христос призвал слуг Своих и поручил им Своё имение /дары/. Слуги и дары /имение/ принадлежат Ему. Только Господь может призвать кого Он Сам хочет на служение и никто, кроме Него Самого не может раздавать духовные дары. Не во власти человека быть служителем Христа, если Иисус Христос не призовёт его и не сделает его способным для этого служения. Это вне всякого сомнения.
Можно быть служителем религии, можно проповедовать Евангелие и преподавать богословие, но слугой Христа можно быть только тогда, когда Иисус Христос призовёт и одарит дарами благодати для этого служения. Если речь идёт о служении в доме Божьем, то сказано: "... которого господин его поставил над слугами своими". Если речь идёт о служении в мире, то здесь действительны слова Господа: "Он призвал рабов Своих и поручил им имение Своё".
Этот великий принцип явно раскрывается в словах великого служителя /раба/, который когда-либо жил. Апостол Павел говорит: "Благодарю давшего мне силу, Иисуса Христа Господа нашего, что Он признал меня верным, определив на служение" 1 Тим. 1,12.
Так должно быть, что касается меры, характера и сферы служения во всех случаях. Только один Господь может поставить кого-либо на служение и сделать его способным исполнять это служение. Если же кто сам присвоит себе служение, или другие поставят его на служение, то это противоречит воле Божьей и принципам Священного Писания. Если мы будем руководствоваться Словом Божьим, то нам будет понятно и ясно, что всякое служение в доме Божьем или вне дома, нуждается в божественном призвании и в божественном даровании. Так, где это отсутствует, там служение бесполезное. Кто самовольно берётся за это служение, тот берётся не за свое дело, которое не от Бога, не от Иисуса Христа. Поэтому оно рано или поздно обнаружится как жалкая и смелая дерзость и навлечёт на себя суд Божий.
Этот великий принцип так же прост, как и серьёзен. Он покоится на божественном основании и невозможно, чтобы кто-либо, - что собственно каждый христианин должен делать, - преклоняющийся перед авторитетом Слова Божьего, ставил этот принцип под сомнение.
Читатель сам, тщательно сравнивая места Священного Писания, должен убедиться в том, что так ясно сказано в притче об управителе над домом: "которого господин его поставил над слугами своими". Он не сам избрал себе это служение и не другие поставили его на это служение. Призвание всегда носит божественный характер. Это видно также из притчи о талантах, что Господь Сам призывает Своих рабов на служение и вручает им Свои дары. Призвания и дарования носят также божественный характер.
Эту истину мы находим также в Евангелии от Луки в 19 главе: "... некоторый человек высокого рода отправлялся в дальнюю страну, чтобы получить себе царство и возвратиться; призвав же десять рабов своих, дал им десять мин и сказал им: употребляйте их в оборот, пока я возвращусь" Лк. 19,12-13. Разница между Матфеем и Лукой кажется в том, что Лука подчёркивает больше человеческую ответственность, тогда как Матфей - божественную ответственность ставит на первое место. Но оба неоспоримо утверждают принцип, что всякое истинное служение исходит из божественного постановления.
Эта истина встречается нам и в Деянии Апостолов. Когда на место Иуды Искариота должен был быть избран другой, то одиннадцать обратились в молитве к Господу с такими словами: "Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из этих двоих одного, которого Ты избрал" Деян. Ап. 1,24.
И если это касалось поместного служения, как например, постановления дьяконов /Д. Ап. 6 глава/ или пресвитеров /Д Ап. 15 глава/, то назначение на это служение совершалось согласно апостольского предписания.
Одним словом, всё носило божественный характер. Никто не мог самовольно стать дьяконом, а тем более - пресвитером. Поскольку дьяконы назначались управляющими над имуществом Церкви, то Церкви было дозволено выбирать братьев из своей среды, которым они доверяли это служение. Предписания же, как в отношении дьяконов, так и пресвитеров - божественного характера.
Эта истина встречается нам и в Послании к Ефесянам и в Послании к Римлянам. "По данной мне благодати, всякому из вас говорю: не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил. Ибо, как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело" Рим. 12,3-4. В Послании к Ефесянам 4,7 мы читаем такие слова: "Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова".
Все эти и другие места Священного Писания, которые мы могли бы ещё привести, подтверждают эту истину, подробно исследованную нами, а именно, что всякое служение, без исключения, божественного происхождения, от Бога, с небес, через Иисуса Христа. В Священном Писании мы не находим ничего о человеческом авторитете в служении Церкви Христовой, наоборот, мы находим противоположное учение, которое в сжатой форме содержится в нашей притче: "призвал рабов своих и поручил им имение своё" Мтф. 25,14.
Эти слова охватывают всё новозаветное учение в отношении этой истины, и мы убедительно просим читателя принять эту истину в своё сердце и дать ей место действовать во всей её силе на нашу жизнь, на наше хождение и наш характер.*
* Ни в коем случае, мы не имеем намерения ограничить применения "талантов" особенными духовными дарами. Тем более, мы верим что эта притча о "десяти девах" включает в себя всё, что имеет отношение к христианскому исповеданию.
Тот, кто спрашивает: соответствует ли сосуд вверенным ему дарам, тот найдёт ответ в притче: "И одному он дал пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе". Это очень важно и мы не должны выпускать этого из виду. Господь знает для какого служения Он может употребить одного или другого. Он знает какой дар доверить сосуду, Он придаёт ему форму, т.е. соответственно приготовляет человека. Мы ничуть не сомневаемся, что апостол Павел был приготовленным сосудом для того поручения, которое он должен был выполнить, и для дела, порученного ему.
Если Бог призвал кого-либо проповедовать в больших аудиториях, то Он и даст ему соответствующий талант. Он даст ему также и физическую силу, нужную для этого служения. Дар - от Бога, но он отвечает способностям человека. Кто не обращает на это внимания, у того неправильное понимание характера настоящего служения. Две вещи мы должны иметь в виду, а именно: Божий дар и человеческий сосуд, которому вверен дар. Здесь открываются: Божий суверенитет и ответственность человека. Как дивны и совершенны пути Божьи! Но увы, человек портит всё, одно прикосновение человеческой руки к делу Божию омрачает Его славу. Служение - в Его источнике, в Его характере, в Его силе и целях - божественного характера. Но кто-нибудь может спросит: какое это отношение имеет к пришествию нашего Господа? Важное, очень важное во всех отношениях! Не возвращается ли наш Господь в Своей беседе на Елеонской горе всё снова и снова к этой теме?
И вся Его беседа не является ли ответом на вопрос учеников: "Скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века?" Мтф. 24,3. Не стоит ли в центре этой беседы Его пришествие, со всеми его отдельными аспектами? Кто может отрицать это?!
Но наряду с этим, какой возникает вопрос? Не вопрос ли служения? Посмотрим на притчу о рабе, которого господин его поставил над своими слугами. Чем он должен был руководствоваться в своём служении? Служение тесно связано с уходом и с возвращением Господа. Оно стоит между этими двумя великими событиями и обусловлено ими. И что часто тормозит это служение и является помехой ему, так это то, что мы потеряли из виду пришествие Господа! Злой раб сказал в своём сердце: "Не скоро придёт господин мой" и результат такого убеждения: "он начал бить товарищей своих и есть, и пить с пьяницами". Об этом же самом говорится и в притче о талантах.
Серьёзные и трогательные слова: "Употребляйте их в оборот, пока я возвращусь!" Лк. 19,13. Коротко говоря, мы видим, что служение, в доме ли Божьем или в мире, должно совершаться имея в виду пришествие Господа нашего, Иисуса Христа. "По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчёта". Все служители должны знать и не сомневаться в этой серьёзной истине, что время отчёта придёт. Сознание этого факта поможет им во всех сферах их служения, держать в дисциплине их мысли и чувства.
Прислушаемся к серьёзным словам, которыми один служитель старался ободрить другого. "Итак заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых в явление Его и Царствие Его: проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещавай со всяким долготерпением и назиданием. Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням. Но ты будь бдителен во всём, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твоё. Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало. Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его" 2 Тим. 4,1-8.
Это трогательное и важное место Священного Писания показывает нам, насколько тесно связано служение с пришествием Господа". Благословенный Апостол, пожалуй самый преданный, даровитый и успешный служитель в винограднике Христовом, способнейший домостроитель тайн Божьих, великий служитель Церкви и проповедник Евангелия Христова, разумный домостроитель, бесподобный служитель, редкий, драгоценный сосуд Божий, - совершает своё служение и справляется со святой ответственностью, имея в виду "день оный". Он ожидал и всё ещё ожидает того торжественного момента, когда праведный Судия возложит на его голову "венец правды", и он добавляет с умилительной любовью: "И не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его".
Это очень восхитительно! Не только для одаренного, ревностного и преданного апостола Павла приготовлен венец, но и для каждого, возлюбившего явление Господа нашего и Спасителя. Без сомнения в его венце будут драгоценные бриллианты особого сияния, но чтобы никто не подумал что венец правды предназначен только для него одного, апостол Павел добавляет ласковые слова: "но и для всех, возлюбивших явление Его".
Слава и благодарение Господу за такие слова! Они должны побуждать наши сердца, чтобы мы не только возлюбили явление нашего Господа, но и в виду оного славного дня, служили бы Ему с искренней и сердечной любовью. А что это связано тесно одно с другим, то мы видим это из хода событий в притче о талантах. После того, как рабы получили таланты, им было сказано: "Получивший пять талантов пошёл, употребил их в дело и приобрёл другие пять талантов; точно также и получивший два таланта приобрёл другие два; получивший же один талант пошёл и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего. По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчёта. И, подойдя, получивший пять талантов принёс другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрёл на них... Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим поставлю тебя; войди в радость господина твоего. Подошёл также получивший и два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне, вот, другие два таланта я приобрёл на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим поставлю тебя; войди в радость господина твоего" Мтф. 25,16-23.
Очень важно и поучительно иметь в виду разницу между притчей о талантах в Мтф.25 гл. и притчей о десяти рабах в Лк. 19 гл. В первой притче речь идёт о суверенитете Божьем, а во второй - об ответственности человека. В Евангелии от Луки каждый получил равную сумму, в то время как в Евангелии от Матфея первый раб получил пять талантов, второй - два, третий получил только один талант, по усмотрению господина.
Во время отчёта рабов в Евангелии от Луки говорится об определённом вознаграждении, соответствующем их работе, в то время как в Евангелии от Матфея сказано: "Войди в радость господина твоего". Для сердца, действительно любящего Господа, нет высшей награды. В действительности один будет поставлен над десятью городами, второй - над пятью. Это будет справедливое, соответствующее вознаграждение сделанной работе, но сверх этого сияют восхитетельные слова: "Войди в радость господина твоего!" Никакая награда не может превзойти кульминационного пункта этого счастья. Чувства любви, вытекающие из этих слов, побудят каждого сложить свой "венец правды" к ногам Господа.
Да, мы сами с радостью положим этот венец, который даст нам праведный Судия, к ногам нашего любящего Господа и Спасителя. Его ласковый привет коснётся сердца глубже и сильнее, чем самый дорогой венец, который когда-нибудь был бы возложен на нашу голову.
Ещё заключительное слово: кто отказался употребить в дело полученный талант, кто скрыл в земле деньги господина своего, тот обнаружился "лукавым и ленивым рабом"! Это - человек, который не знал ни сердца, ни характера, ни любви своего господина.
"Подошёл и получивший один талант и сказал: "господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнёшь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и убоявшись, пошёл и скрыл талант твой в земле; вот тебе твоё". Господин же его сказал ему в ответ: "лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро моё торгующим, и я, пришед, получил бы моё с прибылью; итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов". Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!" Мтф. 25,24-30. Как это серьёзно! Какой контраст между этими рабами! Они знают своего господина, любят его, доверяют ему и служат ему, но третий знает господина, боится его и не доверяет ему, и остаётся бездейственным.
Один войдёт в радость господина своего, другой будет выброшен во тьму внешнюю, где плач и скрежет зубов. Как это строго! Как это сокрушающе! И когда это будет? Тогда, когда придёт Господь.
Примечание: К вышеприведённым замечаниям о служении можно добавить, что каждый верующий имеет своё особое поручение и свой особый труд, который должен совершать. Все ответственны перед своим Господом и должны знать своё место и совершать свой труд.
Это простая практическая истина, которая находит полное подтверждение в выше приведённом принципе, что всякое служение должно быть получено из рук Господа, должно совершаться под Его наблюдением в ожидании Его пришествия. Этого мы не должны забывать никогда.
Далее: 11. Заключительные примечания
Назад: 9. Десять дев
Оглавление
©
www.christ-pages.narod.ru
:: "Христианские страницы"
| |
|
|