|
|
|
Андре Миллер. "История христианской Церкви"
ПЕРВЫЙ ТОМ. Глава 16
Золотые лучи безграничной благодати
В мрачной истории отпадения латинского христианства
от начала четвертого до начала девятого столетия все же
видны золотые лучи благодати безгранично милосердного
Бога, которые почивали на тех, кто в то время удалялся от
общения со злом. Как сатана стремился погубить видимую
церковь, так и Бог был в деле занят тем, чтобы вывести
Своих свидетелей. Со дней Августина, этого благородного
свидетеля благодати Божьей, противника губительного учения пелагионизма, в западных церквях до времени реформации всегда были верные свидетели, которые выступали
против идолопоклонства и тирании Рима и ревностно
проповедовали спасение через веру в Иисуса Христа, а не
добрые дела. Один Господь знает великое множество тех,
кто в монастырях или в частных домах в тишине питался от
чистых евангельских истин. Познакомимся же с самыми
выдающимися из среды таковых.
Несторианцы и павелиане
Мы уже упоминали, как в пятом столетии весьма выделялись своей великой миссионерской ревностью несторианцы, во главе их стоял епископ, который был известен под
титулом "патриарх Вавилона". Они, должно быть, распространили Евангельскую Весть из Персии на север, восток и
юг. В шестом столетии они проповедовали Благую Весть об
Иисусе весьма успешно среди гуннов, индийцев, мидян и
элламитов, на побережье Малабара и на океанских островах, так что в те времена обратилось много людей. Следуя
торговыми путями, миссионеры проникали из Индии в
Китай и достигали через пустыню северных границ государства. В 1625 году иезуиты обнаружили вблизи Сингапура
один камень, на котором была надпись отчасти на сирийском, отчасти на китайском языках. При тщательном исследовании было твердо установлено, что это список имен миссионеров, которые работали в Китае, а также краткое сообщение о распространении христианства в этой стране в 636781 годах. Предполагают, что быстрое распространение
христианства привлекло внимание китайского правительства и вызвало в нем недовольство, в результате которого
возникло гонение, так что многие миссионеры были истреблены, а оставшиеся в живых были вынуждены покинуть
страну. Это произошло в конце седьмого столетия. Большинство персидских царей приняли несторианцев под свою
защиту и во времена правления благосклонных к ним халифов-халдейских или ассирийских христиан, как они называли самих себя, достигли большого расцвета.
Учение, характер и история павликиан спорны, они
лишены возможности держать отчет перед потомками, так
как католики с большим рвением истребляли их письмена.
По этой причине они известны нам только из сообщений их
злейших врагов, которые заклеймили их как еретиков и
предшественников протестантской реформации. По утверждению большинства протестантских писателей, они сохранили чистое по Писанию христианство, что могло показаться идолопоклонническому папству ересью. По крайней
мере, это вполне возможно, поскольку учение и культ католической церкви задолго до возникновения павелистов
являли собой признаки разложения, так что в них уже ничего нельзя было увидеть от Духа и простоты Евангелия. Не
удивительно, если чистое, согласное с Писанием христианство со стороны идолопоклонников могло расцениваться и
рассматриваться, как ересь.
Происхождение павелизма
В ранние времена христианства гностики были весьма
многочисленны и сильны. Они же, изгнанные всемогущими
католиками из столичных городов востока и запада, малопомалу исчезли, так что остался лишь небольшой остаток,
представляющий различные секты. Они населяли места по
берегу Евфрата и были известны под презрительным именем манихеев.
В одной деревне в Самосате по названию Мананалис в
653 году жил знаменитый Константин, который рассматривается римскими историками, как выходец из манихейской
семьи. К нему однажды пришел гость - армянин, и как раз
вскоре после завоевания Сирии сарацинами, некогда захваченный турками в плен, но затем вновь отпущенный на
волю. В знак благодарности за теплое гостеприимство он
подарил Константину манускрипт четырех Евангелий и
четырнадцати посланий апостола Павла. Это был редчайший подарок, тем более потому, что в те времена Писания
утаивались от простого народа. Изучение этих священных
книг потрясло все религиозные устои Константина и произвело полнейшее изменение всей его последующей жизни.
Некоторые утверждают, что он был воспитан в гностицизме, другие же - что он был членом греческой церкви, однако как бы это ни было, те писания впредь стали единственным предметом его исследований и путеводной звездой
его веры и действий.
Постепенно в нем созрела мысль создать новую секту,
или же лучше сказать, возродить и восстановить апостольское христианство. Как свидетельствуют его враги, он отложил в сторону свои манихейские книги, отрекся от манихейства и ввел в закон своим последователям не читать
никакой другой книги, кроме как только Евангелий и посланий Павла, входящих в Новый Завет. Это требование
могло дать повод врагам его партии обвинить его в отвержении Ветхого Завета и обоих посланий апостола Петра.
Однако более, чем вероятно, что он и его друзья по убеждениям просто не имели этой части Слова Божьего, хотя не
исключена и опасность того, что из-за своей чрезвычайной
привязанности к посланиям Павла и почитанию его характера другие писания были ими как-то обойдены.
По всеобщему мнению, название павликиан происходит
от имени великого апостола язычников. Константин и его
ученики почитали себя представителями Силуана, Тимофея, Тита и Тихика, сотрудников апостола, и называли
общины, которые постепенно возникали в разных местах,
апостольской церковью. Трудно уразуметь, как могли католики из-за такой "невинной аллегории", как они называли
это, так сильно обозлиться на павеликиан или прийти к
решению истреблять их огнем и мечом. Однако, как мы
увидим далее, это все же произошло. Грех павелистов, по
мнению римской церкви - непростительный, состоял в том,
что они отделились от государственной церкви, свидетельствовали против идолопоклонства и отпадения и будили
воспоминания о чистом, прежнем христианстве.
Силуан в Цибоссе
Константин, который принял себе прозвище Силуан,
сначала обратился к Цибоссе, местечку в Армении. Жителей
этого места он назвал македонянами. "Я Силуан, - говорил
он, - а вы македоняне." Здесь он основал свое место жительства и работал почти тридцать лет с неутомимым усердием.
Через него были обращены многие члены католической
церкви и исповедатели зороастрийской религии (реформаторская религия в Персии). Своим постоянным возрастанием
секта наконец обратила на себя общественное внимание,
кесарь был оповещен и издал против Константина и его последователей, всех павелистов, эдикт в 684 году. Исполнителем кесарского эдикта стал придворный служитель по имени
Симеон, которому было дано поручение убить учителя секты,
а его последователей рассеять по монастырям и другим
духовным учреждениям, чтобы возвратить их снова на верный путь. Вне сомнения, правительство действовало по указке церкви подобно тому, как Иезавель, жена Ахава, толкнула
своего мужа на злодейство (3 Цар. 21,25). Однако Господь
превознесен над всем, и Он может творить так, чтобы злоба
людская прославляла Его (Пс. 78,10).
Придя в Цибоссу, Симеон приказал на открытом общественном собрании, где было бесчисленное множество последователей Константина, побить камнями своего учителя.
Однако они воспротивились исполнить приказание и выпустили камни, вложенные в их руки. Единственно один молодой человек по имени Иуст решился на это. Он был усыновлен Константином и в благодарность за это - убил его
одним камнем. Враги павелистов превозносили этого неблагодарного бессердечного отщепенца и изменника, называя его вторым Давидом, так как он, подобно Давиду, одним
камнем убил второго Голиафа, великана еретиков. Однако
как убиение Стефана, так и убийство Константина вызвало
к жизни нового предводителя из среды кесарских убийц.
Симеон получил такое впечатление от всего виденного и
услышанного, что не смог освободиться от него. Он вступил
в беседу с некоторыми павликианами, что убедило его
примкнуть к их секте. Правда, вначале он снова возвратился
в кесарский дворец, но, проведя в Константинополе три
года, полных сердечного беспокойства, сбежал обратно в
Цибоссу, оставив все свое состояние, и там под именем Тита
стал последователем Константина - Силуана.
Спустя пять лет после мученической смерти Константина
его убийца подлец Иуст стал предателем павликиан. Он
знал, подобно Иуде, точно привычки своей жертвы и знал,
где он найдет награду за свое черное предательство. Он
пошел к епископу из Колонии и сообщил ему, что так называемая павелистская ересь ожила вновь и все более и более
распространяется. Епископ послал сообщение об этом кесарю Юстиниану Второму. Последствием этого стало то, что
Симеон и большое число его последователей были сожжены на кострах. Однако напрасны были попытки жестокого Юстиниана истребить из поднебесной имя и память о
павликианах, испепелить это в пламени разъяренных
костров. Кровь мучеников лишь умножала число последователей, вливала в них несокрушимую веру и силу. Из этого
пепелища восстало много новых учителей, много новых
общин. Секта распространялась по всей Малой Азии, в Понте, частично в Армении, достигая окрестностей западной
Европы. Ее последователи многие годы подряд выносили с
христианским терпением ярость духовенства, разнузданность правителей. Причиной многих злодейств, вне сомнения, была кровожадная Феодора. Эта женщина утвердила
поклонение иконам в восточных церквях, чему после смерти Ирины некоторые кесари стремились противостоять.
Вторая Иезавель
Феодора, вдова Феофила, после его смерти (842) правила
государством при своем малолетнем сыне. Ее тайное предпочтение поклонению иконам духовенству было хорошо известно. Едва умер Феофил, новая правительница приступила к
исполнению своих планов. Как только предоставилась возможность, было устроено торжество по случаю восстановления и узаконивания поклонения иконам. Все константинопольское духовенство и бесчисленная толпа народа, которая
стекалась со всех сторон, собрались перед дворцом архиепископа и бесконечной процессией двинулись оттуда к софийскому собору с крестом и со свечами, где их ожидала царица
Феодора со своим сыном Михаилом. Началось торжественное
обхождение собора с зажженными свечами, и всем статуям и
изображениям были принесены жертвы поклонения и почитания. Образа были заботливо восстановлены и более никогда не подвергались уничтожению до самого дня страшного
истребления образов оттоманскими турками.
После такого триумфального восстановления поклонения образам сторонники этого сочли, что наступило благоприятное время для одержания второй великой победы.
Они приступили к царице, чтобы она полностью подавила
павелистов, потому что они решительно выступают против
поклонения иконам и реликвиям. "Непозволительно, говорили клеветники, - чтобы такие люди оставались в
живых!" К сожалению, они полностью достигли своей цели.
Был издан эдикт, который приказывал либо истребить павликиан огнем и мечом, либо обратить назад к греческой
церкви. Все попытки обратить их к поклонению иконам
наталкивались на непоколебимую твердость, с какой они
держались за веру, признанную ими истиной. Так начал
пылать огонь гонения. Инквизиторы Феодоры прочесывали
города и все населенные пункты Малой Азии и исполняли
свое назначение чудовищным образом. Из того множества
людей, которое было предано мечу, утоплено и сожжено на
кострах, можно заключить, каково было число павликиан и
как велико было гонение. Как мирские, так и духовные
составители истории утверждают, что за краткосрочное
правление Феодоры было убито не менее ста тысяч павелистов. Можно ли представить более достойную дочь Иезавели? Она уже не нуждалась в Ахаве, который бы провел в
жизнь ее чудовищные злодейства, нет, но она своими руками истребила сто тысяч святых* Божиих.
????????
* Мы ни в коем случае не хотим утверждать, что все истребленные Феодорой
Феодора восстановила идолослужение и осыпала царскими милостями идолопоклоннического епископа Рима.
павликиане были истинными христианами. Вне сомнения, среди пшеницы там
было немало плевелов, Бог один знает сердца. Но все они признавали себя христианами и охотно приняли мученическую смерть.
мечом, частично распятием на кресте, частично потопили в
море." В то же время, отмечает Николай, еретики, видя в
Феодоре такую решительность и мужество, едва могли
поверить, что она женщина. На самом деле, ослепляющая
власть идолопоклонства и суеверия, как это повторилось
столетие спустя с так называемой кровожадной Марией,
превратила нежное сострадательное женское сердце Феодоры в сердце беспощадного кровожадного тирана. Из собственных слов папы вытекает с предельной ясностью, что
римский престол прямым образом был причастен к истреблению павликиан, так как после того, как Николай изъясняет, насколько еретики были устрашены твердостью Феодоры и ее чистотой соблюдения католической веры, то к
этому он присовокупляет: "И почему это? Только потому,
что ты следуешь указаниям апостольского престола".
Как уже отмечалось ранее, в истории утверждения поклонения образам главную роль сыграли женщины. Елена
выступила первой почитательницей реликвий. Ирина восстановила иконослужение, когда этому грозило поражение,
и когда позднее иконослужению вновь грозила опасность,
снова выступила женщина, которая не только узаконила
идолослужение, но и истребила поклонников Божиих. Точно Иезавель, символ господствующей церкви средневековья, нашла блестящее отражение в этих трех женщинах,
особенно в двух последних. Сходство настолько поразительно, что вопросы просто излишни! Однако вся система
католицизма дышала ужасным духом и несла в себе нечестивый нрав характера Иезавели. Слово Господне не может
быть нарушено. "Не было еще такого, как Ахав, который
предался бы тому, чтобы делать неугодное пред очами Господа, к чему подущала его жена его Иезавель"(3 Цар. 21,25).
Это прототип, отражение же его мы находим в словах: "Но
имею немного против тебя, потому что ты попускаешь жене
Иезавели, называющей себя пророчицею, учить и вводить в
заблуждение рабов Моих, любодействовать и есть идоложертвенное. Я дал ей время покаяться в любодеянии ее, но
она не покаялась" (Откр. 2,20-21).
Рим восхищен образом действий Феодоры
Николай 1, ставший в 858 году папой, в одном из своих
писем отзывается о поведении этой идолопоклонницы
ужасной Феодоры с большой признательностью и похвалой.
Особенно восхищается он ее безусловным послушанием
римскому престолу и одобряет это. "Она решилась, - пишет
он, - либо обратить павелистов к истинной вере, либо истребить их окончательно. Верная своему решению, она послала
благородных людей и служителей во все провинции государства, которые уничтожили тех несчастных частично
Такие слова написаны человеком, который называл себя
преемником Христа и пастырем Его овец. Эти слова есть
верное свидетельство антихристова тиранства Рима в девятом столетии.
Павелисты восстали против правительства
Подобно альбигойцам, богемским гуситам и французским кальвинистам, в позднейшие времена павликиане из
Армении и из пограничных провинций решились на смелую
борьбу против своих гонителей. Этим они совершили великую ошибку, потому что таким образом прислушались к наущениям сатаны. Почти двести лет они страдали, как христиане, украшая Евангелие своей жизнью, верой и терпением. Насколько мы можем судить, в течение этого долгого
времени своего страдания, хотя и с примесью некоторых
заблуждений, в кротком и терпеливом духе, как подобает
истинным ученикам Христа, они вели себя верно. Наконец
исчезла их вера и их упование, они восстали против правительства. Это происходило следующим образом:
Когда Карвеас, видный кесарский офицер, получил известие о том, что палачи Феодоры посадили его отца на кол,
то перестал подчиняться царице и с пятью тысячами павликиан нашел убежище у сарацинов. Халиф принял его с
радостью и разрешил ему и его соратникам оставаться в
своей стране. Карвеас построил укрепленный город Тебриз,
который позднее превратился в основное местожительство
павликиан, где они обрели вторую родину и свободу от
кесарского приказа. Вскоре они превратились в мощную
силу и, наконец, под предводительством Карвеаса вступили
в борьбу с правительством, которая с переменным успехом
длилась более тридцати лет. Между тем мы не хотим приступать к подробностям этих событий, так как там мало
отрадного и интересного.
Павелисты в Европе
В середине восьмого столетия Константин по прозвищу
Копроним переселил большое число павликиан, то ли по
благосклонности, то ли в наказание, во Фракию, форпост
государства. Благодаря этому переселению в Европу было
занесено и распространено учение павликиан. С особенно
большим успехом, как видно, они трудились среди болгар.
Чтобы защитить молодую церковь в Болгарии, Петр из
Сицилии в 870 году направил послание к архиепископу Болгарии, в котором он предупреждал об опасности заражения
церкви учением павликиан. Именно этому документу мы
обязаны сведениями об этой секте.
Царь Иоанн Цинисхий отправил большое число павликиан на кораблях и высадил их в долинах и на возвышенностях Балкан. С того времени их история является
европейской. В своем изгнании они наслаждались свободой
и терпимостью, благодаря чему их положение весьма облегчалось и число их приверженцев довольно быстро умножалось. Многие из коренных жителей Болгарии примкнули
к ним, по причине чего позднее презренное имя этого народа в той или иной искаженной форме относилось ко всей
секте. От их болгарского гражданства было положено начало их проникновения в Западную Европу.
В позднейшие времена религиозная история этой секты
разными летописцами передается весьма по-разному. Все,
что мы знаем о павелистах, исходит от их врагов, от их
писаний, истинность утверждений Которых не очень-то точна. Одно же несомненно - павликиане боролись против
апелляции к святым и протестовали против поклонения
иконам и судопроизводства священниками. Решительно
выступали они против многих пунктов учения папства.
Католические историки обычно называют их манехеями,
гнуснейшим классом всякого рода еретиков. Тем не менее
некоторые протестантские писатели исследовали с большой
тщательностью все, что могло бы пролить свет на их историю, и пришли к выводу, что павелисты не были причастны
к тем ересям, которые на них возлагали, что они во времена
густого мрака средневековья были истинными и верными
свидетелями Христа и носителями Его истины.
Кажется весьма вероятным, что происхождение альбигойцев в южных провинциях Франции прямо связано с павликианами. Если это так, то мы вскоре встретимся с ними.
Однако вначале мы должны вновь обратиться к всеобщей
истории.
Религиозные войны Карла Великого (771-814)
Со времен Пипина история церкви так тесно переплетена
с историей французских королей и гнусными происками и
интригами папства, что вначале мы должны вкратце ознакомиться с мировыми событиями.
Возрастающая власть Карла Великого, младшего сына
Пипина, вызывала большой интерес у восседающих на троне Петра, так что они неослабно следили за ним и виртуозно
использовали это для достижения своих честолюбивых планов. Адриан Первый и Лев Третий, эти два одаренных
человека, во время долгого правления Карла добивались
господства над церквями, и им удалось посредством так
называемых религиозных войн чрезвычайно распространить власть римского престола.
Столкновение между Дезидерием, королем лангобардов,
и папой Адрианом привело ко второй войне с Францией,
которая закончилась полнейшим разгромом господства
лангобардов над Италией. Папство, таким образом, достигло своей ближайшей цели, хотя в этом явно обнаружилась
его бессовестная предательская политика. Приведем здесь
только один пример. Карл был женат на Дезидерате, дочери
Дезидерия. Однако через год супружеской жизни он расстался с ней, отослав ее обратно в Италию, а сам тотчас I"
женился на девушке из знатного швабского дома по имени
Хильдегард. Оскорбленный отец, само собой разумеется,
искал помощи у папы, главы церкви, в компетенции которого находился его сын Карл. Несмотря на то, что церковь
обязана была защищать святость и нерасторжимость брачного союза, когда дело касалось ее интересов, достижению
поставленной ей цели, то она не очень-то подчеркивала эту
истину. В данном случае папа окружил молчанием явное
преступление Карла, отклонив свое посредничество.
Рим, рассчитывающий на добрую службу Карла, с самого
начала не мог порицать проступки его. Ни единым словом
не был осужден беззаконный поступок великого короля.
Дезидерий же, впавший в великий гнев от нанесенного ему
горького позора со стороны Карла, а также преступной терпимости Адриана к беззаконию, во главе своего войска
напал на папскую область, везде производя великое опустошение, так что сам папа в своей столице находился под
угрозой.
Адриан зовет на помощь Карла Великого
С большой поспешностью отправил папа послов к Карлу
Великому с просьбой немедленно помочь им. В то же время
с большим усердием он лично просмотрел военные заведения, призванные защищать город. Наконец, следуя военной
хитрости Рима, он послал к Дезидерию трех епископов,
которые должны были удержать его страхом проклятия,
если он решится осквернить церковь. Таким образом, он выиграл время. Карл же с привычной ему поспешностью собрал свои военные силы, перешел через Альпы и начал осаду Павии, столицы лангобардов.
Во время многомесячной осады города Карл с великой
помпезностью посетил папу на праздник Пасхи. Мы уже
упоминали, какой блестящий прием был уготован для него,
как дворяне, сенаторы и жители приветствовали его, как
патриция Рима, и как верного своему долгу сына церкви,
так быстро явившегося по призыву своего духовного отца,
чтобы освободить их всех от ненавистных и страшных
лангобардов. По истечении праздника Пасхи Карл со своими военачальниками, сопровождавшими его, возвратился
обратно к войску.
Наконец Павия пала. Дезидерий был смещен с трона и
заточен в монастырь, общепринятое убежище для смещенных с трона царей. Его отважный сын Аделхис сбежал в
Константинополь. Так погибло лангобардское царство,
смертельный враг итальянцев, великое препятствие, стоящее на пути исполнения планов папства, было устранено.
Завоевателю же открылась возможность подарить папе
царство лангобардов и не только на бумаге, как однажды
сделал его отец Пипин, но и на самом деле. В силу своего
права как завоевателя Карл Великий передал преемнику
Петра в вечное беспрекословное наследие царство лангобардов. Царственный титул, во всяком случае, он удерживал за
собой, претендуя на господство над всей Италией, да и над
самим Римом. Папа же, увидев себя теперь в безопасности и
полновластным властелином всей страны, воздал своему
благодетелю великие царственные почести. Папа отныне
превратился в мирового правителя. Наступил долгожданный и желанный день, вожделенный сон, длившийся долгие
столетия, превратился в явь. Преемник Петра отныне становился папой-властелином и господином над Римом - городом и империей. Явно ощутимая зависимость от греческого
государства навсегда была преодолена, и Рим стал снова полновластной и общепризнанной столицей запада.
Папа Адриан тотчас облекся во власть, у него появились
права и претензии мирового властелина, которому все
должны оказывать почести и покорность. Ропот Равенны и
востока быстро приведен был в молчание, и Рим господствовал неограниченно. Даже по отношению к Карлу Великому папа говорил, как к более низкому по рангу. "Поскольку
твоим подчиненным, - так говорил он, - не дозволено без
твоего разрешения и препроводительного письма являться в
Рим, то и моим подчиненным непозволительно без аккредитива с моей руки появляться во дворце во Франции. Он требовал от итальянцев такого же послушания, какое оказывали Карлу Великому его подчиненные. Судопроизводство
начало вестись от имени папы, и не только церковные налоги и доходы патримония, но и гражданские сборы стекались
в его кассу. С демонстративной помпезностью папа Адриан
начал развивать деятельность великого властелина-владыки. Благодаря умножению налогов и доходов и пышности
папского дворца Рим получил нечто от былого своего блеска.
Важнейший период времени в летописи папства
Время правления Карла Великого имело для истории
церкви и самым непосредственным образом — для папства
выдающееся значение. Римский католицизм обязан этому
властному великому королю так же, как магометанство
обязано великому арабскому пророку и его преемникам.
"Войны Карла Великого с саксонцами, - пишет Милман, благодаря которым почти вся Германия подпала под его
власть, были явно религиозными войнами. Если Бонифаций
был христианским апостолом Евангелия, то Карл Великий
может быть назван магометанским апостолом Евангелия.
Его военные походы имели определенную открытую цель:
уничтожить язычество и либо подчинить язычников христианству, либо стереть их с лица земли. Крещение почиталось знаком подчинения и покорности, саксонский народ
либо принимал это, либо отвергал, смотря по тому, находились ли они в состоянии подчинения или восстания. Эти
войны были неизбежны, они являлись лишь продолжением
той великой борьбы, которая уже на протяжении столетия
велась варварским севером и востоком против цивилизованных народов юга и запада, однако с той разницей, что
вследствие смешения тевтонских элементов с усилившимися римскими и христианскими народами, они уже не ждали
нападения, а сами превратились в завоевателей. Поток завоеваний обрел необратимый характер. Теперь они уже не
ждали, когда их страна будет наводнена толпами жестоких
оккупантов, западные войска отважно проникали до самой
сердцевины вражеских земель, прочесывали их леса, пересекали их болота, брали их феодальные судейские палаты,
их церкви и монастыри в самых отдаленных и диких землях, на берегу Эльбы, на побережье Балтийского моря.
Саксы делились на три больших племени: Остфалию,
Вестфалию и Энгеров. Каждое племя по древнему тевтонскому обычаю состояло из дворянства, свободных и рабов.
Со временем, однако, все племена вступали в один великий
военный союз. Саксы презирали и ненавидели романских
французов, тогда как те, в свою очередь, смотрели на саксов,
как на варваров и язычников. Потребовалась тридцатитрехлетняя война, чтобы покорить этот дикий сильный народ.
Саксы населяли всю нынешнюю Вестфалию и большую
часть Нижней Саксонии. Их земля простиралась от Липпы
до Везера и Эльбы, на севере гранича с родственными ютландцами, англами, датчанами, а на востоке со славянскими
народностями, которые неотступно оттесняли древнее тевтонское племя в глубь восточной Германии. Мы же должны
ограничиться разбором религиозного значения той войны.
Меч Карла или крещение
Карл Великий явно намеревался принести христианство
в самые отдаленные области Германии. Весьма прискорбно,
что для достижения такой доброй цели он прибег к таким
насильственным средствам. Тысячи обязаны были принять
крещение, чтобы избежать насильственной смерти. Условием завоевателя, предъявляемым к каждому, было: либо
меч, либо крещение. Был издан закон, по которому сопротивление крещению каралось смертью. Никакого мира,
никакого договора ни с кем не могло быть вне исполнения
наиглавнейшего условия: крещения. "Обращение или
смерть!" - это было лозунгом французов. Потому саксы не
могли видеть в своем новом Богослужении ничего лучшего,
чем в их прежней религии, хотя их обращение в эту веру
могло бы быть весьма приятным, потому что в их
восприятии крещение было равно рабству и принятие христианства равно преклонению под чужое ярмо. Принять
крещение для них означало не только отказ от прежней
религии, но и лишение своей личной свободы. Эта война
велась на протяжении тридцати трех лет с небольшими
передышками. Во главе своего войска, далеко превосходящего силу саксов, Карл покорял эти разрозненные дикие
племена, которые не в состоянии были объединиться для
совместных действий. Никогда они не встречались с противником, который настолько превосходил бы их в числе, в
военной организации и снаряжении. Тем не менее вначале
им удавалось в жесточайшей борьбе при бесчисленных
потерях человеческих жизней удерживать под своим полным господством всю саксонскую область, и кто знает,
свершилось ли бы это, если бы саксы сами себе не вредили
бы на почве мелочных междоусобиц? Как только Карл изза волнений в своем обширном государстве, что происходило часто, был отзываем и отходил от саксов, те тотчас с
обновленной силой начинали спор о своих границах и областях, переходили границы ненавистных врагов и все предавали разбою и огню. В своей ярости, пылающей страсти
мщения они сбрасывали кресты, уничтожали церкви, разоряли монастыри и убивали их жителей, не щадя ни старцев,
ни людей высокого происхождения. Но после таких нападений тотчас, по следам, их снова настигала расплата.
Прежде чем повстанцы могли оглянуться, французское
войско возвращалось и вновь усмиряло их. Как бы часто ни
поднимались саксы, им не удавалось утвердить свободу, все
их попытки разбивались о разобщенность и разногласие
между их военачальниками и о силу военного таланта Карла Великого, пока, наконец, род за родом они не полегли
под мечом этого властного вождя. Саксонская земля чрезвычайно обильно пропиталась кровью. Однажды Карл
хладнокровно заколол 4500 отважных воинов, причастных
к одному из мятежей. Это жестокое и трусливое злоупотребление своей властью бросает густую тень на облик великого короля, и никакого извинения этому быть не может. "В
те великие дни отмщения, - как весьма правдиво подмечает
один историк, - были обезглавлены сыновья его брата Карломана, вожди династии меровингов из Аквитании и четыре тысячи пятьсот саксов. Они были обезглавлены на одном
клочке земли, как посягающие на величие, справедливость
и человечность Карла Великого. Обращение с покоренными
саксами было злоупотреблением властью победителя."
Когда последнее мятежное племя было разгромлено
между Везером и Эльбой, вся саксонская область была присоединена к французскому государству. Христианство было
принято повсеместно, хотя бы только номинально. Повсеместно возникли аббатства, монастыри, поднялись рели
гиозные здания различного вида. Христианские церкви
получали своих проповедников из школы Бонифация, который не делал никакой разницы между заповедями Христа и
тогдашним Римом.
Вредное влияние папских миссионеров
Мысль об ужасной бойне, произведенной Карлом среди
саксов, и насильственное крещение оставшихся в живых это само по себе уже прискорбно, однако самым угнетающим фактом является то, что так называемые посланцы
мира были зачинщиками долгой истребительной войны.
Вместо того, чтобы быть милосердными миссионерами
Евангелия мира, французы в действительности были чудовищными посланцами папы, силой тьмы. Не подлежит
никакому сомнению, что Карл Великий в значительной
степени был обманут и натравлен священниками. Эти
хитрые бестии выдавали единство церкви и государства за
благополучие людей и в земном и в духовном смысле, будто бы они озабочены были укреплением власти короля, на
самом же деле они пеклись о временном своем благополучии и безграничном господстве Рима. Они полностью
достигли своей цели, как это доказывает последующая
история. Очень скоро они достигли высот мирового господства над побежденными саксами и их землями. Именно
в то самое время произошла великая перемена как в
положении духовенства, так и во всеобщем человеческом
бытии. Со смертью Пипина завершилась так называемая
древняя история и началось средневековье. Его великий
сын был последним королем варваров и в то же время основателем феодальной монархии. С ним начали пробивать
дорогу новые положения и обстоятельства как в государственной, так и в общественной жизни. Начался совершенно
новый период времени - средневековье. Приведем здесь
еще несколько примечаний из многократно упомянутого
нами труда Милмана: "Покорение страны (саксов), казалось, уже совершилось, прежде чем Карл Великий основал
свои мощные религиозные колонии, а именно: восемь
епископов в Миндене, Зелигенштате, Вердене, Бремене,
Мюнстере, Гильдесхайме, Оснабрюке, и Падеборне. Эти
колонии составили, наряду с такими богатыми монастырями, как Герсвельт, центр, от которого христианство распространялось во все стороны все глубже и все дальше. И хотя
эти поселения были настолько же военными, насколько
религиозными, только священники и монахи были там
иностранцами. Надежные, внушающие доверие вожди
саксонских племен, чье поведение являло собой как бы
истинное обращение в христианство, были произведены в
графы, этим исповедание христианства было превращено в
единственный пробный камень верности подчиненных.
Карл Великий занимает большое место в христианской
истории, если и не в основании феодального господства в
большей части Европы, то непосредственно в подчинении и
покорении всей Германии христианской евангелизации. На
всей территории западного государства это двойное господство дворянства - церковного и общественного - было
закреплено конституцией. Повсюду появлялись высшие
служители духовенства, и нередко они имели те же самые
обязанности и тот же самый авторитет, как и гражданская
знать на высшей ступени общественного положения. Такие
же отношения возникли и между низшими классами и
сословиями. Каждая область имела своего епископа и графа. Епархии и графства в основном имели одну и ту же территорию.
Карл Великий в предоставлении свобод и имущества
церквям и монастырям был не менее безрассудно расточителен, чем многие более слабые вожди. Так заодно со своей
супругой Хильдегард он подарил им город Мартинскирхе в
Италии, чтобы они могли туда путешествовать. В дельнейшие годы его правления мы видим многие другие вознаграждения городами, такими, как города Денис, Лорх,
Прюм и особенно Герсфельд, а также многие итальянские
аббатства.
Часто церковь получала эти владения не от царей или
знати. Опекуны и попечители бедных нередко выступали их
грабителями. Уже во дни Карла Великого раздавались жалобы на епископов и аббатов, на графов и мирян из-за их
склонности к захвату чужого имущества. Так они вынуждали свободного человека продать свое имение или при
нуждали к длительной военной службе, чтобы захватить его
землю или владение, или передавали все это на время таким, которые спокойно сидели дома, чтобы в любой подходящий момент отобрать у них это имение и завладеть им
самим. Ни один виноградник Навуфея не избежал их всепожирающей жадности!
На захваченных имениях использовали епископы и аббаты все права феодального верховенства... Так иерархия, ставшая теперь вдохновителем феодализма и занимающая то же
положение, что и общественная феодальная аристократия,
стремилась к почестям, к богатству и власти. Епископы и
аббаты вскоре достигли независимости и таких прав, которые были связаны с подаренными им ленными поместьями
и оспаривали, а то и просто высокомерно восставали против
оплаты налогов и пошлин, что они были обязаны делать, как
вассалы. Во время правления Карла Великого этот закон об
освобождении духовенства от налогов и пошлин лежал еще,
в дреме. Однако уже в споре короля со своим сыном Людвигом Праведным этот вопрос был смело затронут последним.
Священство утверждало, что все принадлежащее церкви,
бедным и святым Сам Бог - так звучала эта фраза - подарил
абсолютно безвозмездно и бесповоротно. Царь может иметь
власть над жизнью рыцаря, но не над жизнью принадлежащего к церкви. Такие претензии были нечестивы, преступны и кощунственны, следствие этого - потеря вечной
жизни. Духовенство и его владения находятся в ведении
иного Царства, иного общества и абсолютно независимы от
гражданской власти.
Феодально-иерархическая система
Уже столетия один монарх за другим следовал за настойчивыми просьбами папства: "Дай, дай! Подари, подари! И
благословенный Петр даст тебе победу над твоими врагами,
счастье в этом мире и место рядом с собою на небесах!" Эти
требования были богато вознаграждены в начале девятого
столетия. Из победы над Германией духовенству выпала
богатая добыча. Великая феодально-иерархическая система
главным образом обязана своим восстановлением тридцатитрехлетней разбойничьей войне. Многие тысячи были
убиты, чтобы епископам, аббатам и церковным аристократам освободилось место. Вскоре на завоеванных землях
повсеместно поднялись роскошные дворцы этих священников, однако их основание было положено на кровопролитии, жестокости и несправедливости.
Хотя после смерти того великого защитника церкви
прошло уже более тысячи лет, те дворцы поныне стоят во
многих местах Европы. Однако сердце сожмется болью,
если мы подумаем о том, на каком основании возвысились
эти гордые строения, прежде всего, если мы вспомним и
обдумаем, каков истинный характер Евангелия, каким
кротким и смиренным духом должен быть преисполнен
слуга Господен! Не о земных владениях должен он помышлять, но все его стремления должны быть направлены на
спасение человеческих душ. Его кредо должно бы звучать
так: "Я ищу не вашего, а вас"! (2 Кор. 12,14). Однако уже
давно пример Христов был забыт. После того, как церковь
вступила в союз с государством во времена Константина,
она вскоре полностью погрузилась в стихию и дух мира.
Любовь к миру, к абсолютной власти и господству стала
действительной ее натурой. Сатана настолько ослепил ее,
что она без стыда продолжала свой гибельный путь. Всякое
средство для нее было хорошо, если оно умножало и
распространяло власть римского престола.
Попечение Господа о Своих
Вне сомнения, даже в те мрачные времена, как однажды в
Фиатире, были такие, которые принадлежали Господу и
служили Ему, хотя бы они могли остаться скрытыми от
людских глаз. "Вам же и прочим, находящимся в Фиатире,
которые не держат сего учения и которые не знают так называемых глубин сатанинских, сказываю, что не наложу на вас
иного бремени, только то, что имеете, держите, пока приду."
Единственно Он, превознесенный Спаситель, прославленный Богочеловек мог заступиться за Своих верных, когда
началось отпадение. Им принадлежало драгоценное обетование: "И дам ему звезду утреннюю." Внешняя, исповедующая лишь устами церковь, объединившаяся с государством в самом зародыше своем была уже разложившейся,
ослепленной, ожесточенной, погрузившейся в бесстыдное
нечестие, объединившейся со всякого рода злом, восседающим на престоле Петра. Карл Великий по сравнению с
папой Адрианом, даже несмотря на его жесточайшую религиозную войну, выглядит более безвинным.
Мы должны еще помнить и то, что Карл Великий был
предводителем варваров, хотя, возможно, меньше Александра и Цезаря, но все же он величайший в европейской
истории король. Вполне понятная цель его состояла в том,
чтобы воссоздать и укрепить могущественнейшее государство, но в отношении Божественных дел он был несведущим и суеверным, хотя элемент религиозности в нем был
преобладающим. Папа воспользовался этим обстоятельством для того, чтобы вселить в него веру, будто бы сильная
и богатая церковь есть несомненная первооснова богатого и
сильного государства, что гармоничное единство церкви и
государства должно лежать в основе всех его государственных планов, если он хочет угодить небу и получить вечную жизнь. Карл любил Адриана, охотно прислушивался к
его советам и послушно следовал его повелениям. Папа
Адриан провластвовал на престоле Петра небывалый по тем
временам срок, более двадцати трех лет, умер 26 декабря
795 года, и Карл, получив известие о его смерти, разразился
слезами. Возможно, Карл иногда видел насквозь действительные планы папы, несмотря на его хитрость, но, полагаясь на свою силу и власть, он оставлял возможность всему
идти своим ходом, свободно от чувства подозрительности и
недоверия, которые непременно возникли бы в более
слабых натурах при таком открытии. Карл же неизменно
оказывал папе доверие.
Мошенничество папы
Доброта Карла Великого только подстрекала жадность и
зависть священников-мародеров. Недовольные своими имениями и десятинами, они стремились к такому положению,
в котором превосходили бы мирских господ, да и самих
монархов! Ради этого они решились на дерзкий подвох. По
истечении периода времени в 450 лет впервые объявился
документ, который якобы был издан кесарем Константином, который облекал папу в такую же власть, какой обладал кесарь. Это древняя верительная грамота вела к
утверждению именно того, что все подаренное римской
церкви кесарем Пипином и Карлом Великим есть лишь
выплата в рассрочку ассигнования, сделанного в свое время
"праведным кесарем Константином" восседающим на престоле Петра. Читатель может изумленно спросить: "Как это
возможно, чтобы глава церкви мог предъявлять такой "документ" лишь ради того, чтобы обрести большие владения и
власть?" Но фиатирская церковь была отмечена "глубинами
сатанинскими". Относительно того документа от Константина папа Адриан послал кесарю письмо следующего содержания:
"Принимая во внимание то обстоятельство, что во дни
благословенного папы Сильвестра тот праведнейший кесарь своими дарами возвысил и распространил святую католическую и апостольскую церковь в Риме и именно тем, что
он дал ей высшую власть над всей западной областью, мы
сейчас ходатайствуем перед тобой, чтобы и в наши благословенные дни та же самая святая церковь могла бы пробудиться, возликовать, более и более возрастать, чтобы
всякий слышащий это смог бы воскликнуть: "Боже, превознеси короля и услышь нас в день, в который мы призываем Тебя!" Ибо в те дни восстал Константин, христианский
кесарь, через которого покоился Бог, чтобы дать все блага
Своей святой церкви, церкви благословенного Петра, предводителя всех апостолов. Все это, а сверх того и многие земли, которые были подарены разными кесарями, патрициями и богобоязненными особами благословенному апостолу
и римской апостольской церкви Божьей во благо их душ и в
отпущение грехов, земли, которые простираются от Тосканы, Сполетто, Беневента до Корсики и Савонны, и которые
были завоеваны во владение нечестивым народом лангобардов, все это да пожелаешь ты возвратить нам во дни своего
правления согласно достоверности представляемого тебе
документа, находившегося в архиве во дворце Латеране, а
именно: дарственного свидетельства. С этой целью мы проинструктировали наших послов представить тебе для твоего
убеждения этот документ. В силу этого мы сейчас настоя
тельно просим тебя добиться того, чтобы это владение города Петра в целости и полностью было бы возвращено в
наши руки, чтобы с твоего согласия и единодушия с этим
делом святая церковь Божья была бы введена вновь во владение своим достоянием и правом, и сам Петр, предводитель апостолов, будет ходатайствовать за тебя перед престолом Всемогущего, чтобы тебе были дарованы долголетие и
успех во всех твоих предприятиях."
Невежество и легковерие в те времена были так велики,
что вздорные басни со всех сторон принимались за истину с
большим благоговением. Лукавые священники разумели,
что им необходимо их религиозное мошенничество облекать в приемлемое одеяние праведности и таким образом
обольщать царей и народ. По легенде выходит, что кесарь
Константин был исцелен папой Сильвестром от проказы и в
благодарность за это дал папству полное неотъемлемое господство над Римом, Италией и над западными провинциями. Цель, которую преследовал папа Адриан мошенническим лжедокументом, состояла, несомненно, в том, чтобы
упоминанием о доброхотных дарах церкви великого предшественника Карла Великого дать побудительный толчок
королю. Если документ был бы настоящим, то Карл Великий действовал бы только как исполнитель предписаний
Константина, если бы он возвратил папству поименованные
земли, если бы и он сам захотел выступить благодетелем
церкви, то он должен был бы приумножить эти владения,
расширить границы принадлежащих папству земель. Однако и этим еще не исчерпывается глубина лукавства. Если
Константин действительно издал тот древний дарственный
документ, то этим доказывалось, что все последующие
греческие цари ограбили владения Петра и неправедно
обращались с этим владением, так что папство поступило
бы праведно, если бы восстало против своих владык и потребовало бы от них возвратить ему принадлежащие издревле им земли, так что дары Пипина и Карла оказывались
бы ничем иным, как лишь частичным возвращением престолу Петра издревле принадлежащей ему собственности и
что, в конце концов, сам Карл Великий так долго является
должником Божьим и Его церкви и останется таковым до
тех пор, пока не исполнит сполна свой долг возвратить
папству его наследие.
Такие неизбежные выводы были чрезвычайно действенны для исполнения намерений Адриана, и они могли оказать
весьма большую услугу папству в то время, да и позднее.
Фальсификация документа в действительности была доказана уже много лет тому назад. С оживлением науки и свободных исследований этот вымышленный дарственный документ подвергся разоблачению и стал известным под названием "фальшивая декреталия"*, что поразило всех праведных и искренних христиан и вызвало в них осуждение.
* Декреталия (религиозный папский документ) есть законы, постановления и
решения папы как догматически-церковного, так и политического содержания
Они сопоставляют различные времена Самое известное собрание есть так называемая псевдоизидориана, содержащее в себе множество поддельных декреталиев, которое может быть отнесено к высочайшему стилю фальсификации. (прим. переводчика)
Относительно этих декреталий Милман отмечает: "Сейчас от них все отреклись. Ни единый голос не поднимается
утверждать их добропорядочность. Наиважнейшее состоит
в том, что те, кто не полностью смог сдержать свое сожаление о таком отвержении, стали вину фальсификации
вуалировать, и влияние декреталии как во время возникновения этого скандала, так и в позднейшие времена истории
христианства люди хотели облечь в окраску сомнительности или, по крайней мере, ослабить значение такого сатанинского мошенничества".
Основание и строение папства
На таком достойном сожаления основании покоилось
здание папства. Строительными камнями этого здания
были надменность, бесстыдная ложь, любовь к идолопоклонству, бессовестное стремление завладеть чужим достоянием, беспощадная склонность преследовать, и прежде и
выше всего - ненасытная жажда господствовать. Внутренность же этого здания была преисполнена богохульства,
всякой мерзости самого отвратительного свойства, это было
пристанище всего того, что могло вызывать похоть плоти и
гордость житейскую (Откр. 18). Сущность же христианства:
жертвенность, служение, священство - была либо полностью устранена, либо полностью извращена. На место
полного свершенного дела Христа заступила месса (католическая литургия). Слово Божие и действие Святого Духа
были замещены догмами веры и должностью учителя церкви; всеобщее священство всех верующих, да и само священство Христа вынуждены были уступить место великой
церковной системе священства или, вернее сказать, священническому ремеслу. Вечеря Господня из простой трапезы
воспоминания о Его любви и возвещения Его смерти малопомалу превращалась в жертву. Со священным хлебом, или
просфорой, связывалось много суеверий. Предполагалось,
что эта жертва не только живущим, но и умершим приносит благословение, из этого возник обычай этот хлеб, или
просфору, класть мертвым и погребать вместе с ними. Развратное учение о чистилище было признано Григорием
Великим и распространилось вскоре по всем направлениям.
Особенно в английской церкви оно пустило глубокие корни,
начиная с девятого столетия. Обман весьма очевиден, потому что для всех верующих в кровь Иисуса Христа, Сына
Божьего, а кровь Его очищает от всякого греха, нет надобности в ином очищении, ибо они через эту кровь сделаны
белее снега и уже здесь на земле призваны Богом Отцом "к
участию в наследии святых во свете" (Кол. 1,12). Учение о
чистилище направлено против этой фундаментальной истины спасения и в руках священников, сожженных в совести
своей, стало мощным орудием для выкачивания денег от
стремящихся заполучить блаженство, вымогательством и
гарантией того, чтобы люди завещали свое имущество
церкви. Почти все было поставлено на службу этим низменным целям. Истина Божья, дело Христово, образ церкви, души и тела людей - все это было принесено в жертву
ради обогащения римского престола и преданного этой
системе духовенства. Безбожная же жизнь тех, кому было
вручено ведение церкви и забота о душах, описана красноречивыми составителями истории, что дает много причин
для огорчения. Процитируем одного из таких людей,
Мосхайма, для определения того, что говорилось о послед
нем периоде времени: "На востоке все было исполнено
тайных искусных уловок, враждебных помыслов, ссор и
распрей. В Риме и Константинополе патриархами избирались только те, которые пользовались благосклонностью
дворца, и если они впадали в немилость, по приказу кесаря
они лишались сана. В римско-католических областях епископы равнялись на двор (кесарский) и осквернялись всякого
рода наслаждениями и сладострастием. Нижестоящие служители церкви и монахи заботились только о своем животе
и губили в народе то, что обязаны были выправлять и улучшать, возлагая на него непосильные тяжести. Невежество
духовенства во многих местностях было так велико, что
лишь немногие из них могли писать и читать. Чтобы написать письмо или же выразить что-либо важное письменно,
они находили себе помощь в тех, кто знал в этом толк...
Епископы и знатные монахи по ленному праву имели в
своем владении поместья и земли, потому они были обязаны по необходимости состоять на вассальной службе и
при возникновении войны обеспечивать солдат кесаря от
своих земель. Так же цари и военачальники, чтобы оплачивать своих служащих и солдат, вмешивались в имущество церкви и распределяли его, по причине чего священники
и монахи, жившие ранее от этого имущества, чтобы не подвергнуться голоду, прибегали ко всякого рода безнравственным выходкам и всевозможным обманам. Немногие,
однако, среди тех, которые в этом столетии достигли высоких почетных мест в церкви, были рекомендованы на этот
пост из-за их мудрости, учености, добродетели или какихлибо других качеств и способностей, необходимых для их
высокого сана. Большинство же посрамили свою память
всякого рода постыдными делами, гордостью и страстью
господствовать...
Все сходятся во мнении, что в те мрачные дни состояние
христианства повсеместно было плачевным в высшей степени, не только вследствие поразительного незнания, которое
всегда связано с суеверием и нравственным разложением, но
и по другим причинам... Бесспорно, духовенство этого столетия как на востоке, так и в римско-католической области
большей частью состояло из неграмотных, неразумных, не
знающих религиозных дел, похотливых, суеверных и порочных людей...
Каковы были патриархи в Греции, показывает пример с
Феофилактом, о котором свидетельствует богобоязненный
писатель, что он попрал все святое и ни о чем другом более
не думал, как о лошади и собаке. И хотя они были в высшей
степени развращены, они, как римские папы, владели
достоинством и добродетелями...
История римского папства этого столетия есть история
чудовищных пороков и постыдных дел, так утверждают
лучшие составители истории и сам покровитель римского
папства...
Греки, как и латиняне, думали, что душа религии состоит
в поклонении образам в почитании умерших святых, в
нахождении и сохранении реликвий и в обогащении священников и монахов. Едва ли кто осмеливался приблизиться к Богу, если он прежде не умилостивит образа и святых.
В особенности каждый был занят поисками и собиранием
реликвий" (Мосхайм. Из истории церкви).
К этим выдержкам мы ничего не можем добавить о действительном характере папской системы, о ее основании и
строении. Устами по крайней мере трех богобоязненных
верующих свидетелей утверждено все, что нами сказано о
Риме от начала фиатирского периода. И при этом мы не
сказали даже половины о том, что касается нравственного
разложения. Нами сознательно сделан обзор так, чтобы во
всем объеме показать крайнее моральное разложение духовенства и монахов, снять покров с их лицемерия. Показательно мнения некоторых исследователей истории, что папство в девятом и десятом столетиях достигло самого низменного состояния разложения. Гнусная, подлая Феодора и ее
обе дочери, Мароция и Феодора, в течение многих лет распоряжались папской короной. От их распутной жизни исходило такое злое влияние, что на престол Петра они сажали
тех особ, кого почитали нужным, по их выбору и усмотрению. Мы воздерживаемся здесь от изложения их бесстыдной
безнравственности, однако не отказываемся указать на то,
насколько печально выставлены здесь превозносимые, высокочтимые и ревностно защищаемые преемники папства!
Далее: Глава 1-17
Распространение христианства в девятом столетии. Возрождение воспитания и образования. Людвиг Праведный. Обращение северных народов. Славяне принимают Евангелие. Англия, Шотландия и Ирландия. Норманны. Так называемый "конец света". Год ужаса.
Назад: Глава 1-15
Магомет - лжепророк из Аравии. Семья и молодость Магомета. Ислам. Бегство Магомета в Медину. Мекка - столица ислама. Преемники Магомета. Магометанство и романизм. Обелиски и поклонение иконам. Первый зримый предмет христианского поклонения. Лев пытается устранить служение образам. Обнародование второго эдикта. Папство отвергает эдикты Льва. Конец распрей об образах. Второй Никейский собор. Елена и Ирина.
Оглавление
©
http://www.gbv-dillenburg.org
:: Издательство GBV (Благая весть), Германия
Распространение материалов без разрешения издательства запрещено
©
www.christ-pages.narod.ru
:: "Христианские страницы"
| |
|
|