|
|
|
Андре Миллер. "История христианской Церкви"
ПЕРВЫЙ ТОМ. Глава 23
Теология католической (римской) церкви
Мы сейчас переступаем порог тринадцатого столетия.
Перед нашими глазами прошли бурные события двенадцатого столетия. Они заслуживают нашего особенного внимания, потому что они тесно связаны с временами реформации 16 века, хотя и несколько в скрытом виде. На арену
мира выходит новое поколение людей. Наступило время,
когда Божьи свидетели во свете истины претендуют на особое место в нашей истории. Но прежде чем мы начнем речь
о них, нам необходимо продемонстрировать перед нашими
читателями учение и обычаи римской церкви тех дней, в
которые были осуждены те свидетели и папство обрело
власть над жизнью и свободой святых Божьих.
Семь таинств
В Новом Завете, язык которого так прост и ясен, мы
находим только две установки, которые относятся к спасенным. Это есть крещение и вечеря Господня. Однако, как в
греческой, так и в латинской церквях с течением времени
число "таинств" было увеличено и утверждено теологами
разного толка. Дело касалось уже не Божьего откровения, а
человеческих вымыслов и изобретений. Некоторые из тех
теологов насчитывали не менее двенадцати "таинств". В
западных церквах окончательное число "таинств" было
остановлено на семи, основываясь на полноте семи даров
Духа Святого. Семь таинств были: крещение, вечеря, покаяние, соборование, посвящение в пресвитерство, брак.
Так были расставлены сети для ног верных последователей Христа. Не спрашивали о том, насколько искренне и
серьезно человек верит в Слово Божие и покоряется ему.
Если он нарушил таинства церкви и ее бесчисленные церемониалы, его объявляли еретиком и вынуждали понести все
горькие последствия этого. С другой стороны, можно было
спокойно и безнаказанно пренебрегать Словом Божьим,
если человек подчинялся учению и требованиям церкви.
Истинным последователям Христа, желающим точно исполнять Его Слово и высоко чтущим Священное Писание,
ускользнуть было невозможно. Они неминуемо подпадали
под беспощадное гонение.
Учение об изменении материи
Было бы бесполезным усилием и напрасной тратой времени перечислять внешние религиозные обычаи и церемонии того времени. Время от времени, иногда в согласии с
самим папой, иногда тайно от него пресвитерами вводились
новые предписания и постановления, обычаи, дни празднеств и торжеств, присовокупляясь к старым. Однако ни
один из вымыслов пресвитерства не произвел на народ такого впечатления, как учение об изменении материи. В писаниях греческих или латинских отцов церкви нигде невозможно найти эту догму. Первый след этого, насколько нам
известно, показывается в восьмом столетии. Во времена
девятого столетия, во времена величайшего мрака, явился
один монах по имени Паскасиус, который, по всей видимости, придал облик суеверному учению. В двенадцатом столетии оно было подхвачено энергичным Беренгаром из Тура
и искусно распространено Ансельмом из Кентербери. До
времени четвертого Латеранского собора, состоявшегося в
1215 году, это учение все же было только предметом споров
между учеными. Впервые на этом соборе учение было присовокуплено к существующим ранее учениям римской церкви. В одном из канонов, изданном на том соборе, было установлено, что сокровенные элементы вечери, хлеб и вино,
тотчас превращаются в плоть и кровь нашего Господа Иисуса, как только причащающий пресвитер произнесет слова:
"Плоть и кровь Господа." Истолкование гласит: "Поскольку
воистину перед алтарем таинство совершается в виде хлеба и
вина, властью Божьей при посредничестве несущего служение пресвитера, хлеб превращается в Тело, а вино - в кровь
Христа. Происшедшее таким образом изменение настолько
существенно и совершенно, что элементы (хлеб и вино) полностью и действительно содержат Христа: Божество, Человечество, душу, тело и кровь со всеми их свойствами."
С того мгновения начали освященному хлебу вечери оказывать божественное почитание. В это время произошли
важные изменения в способе проведения вечери. Говорили,
что святое вино в опасности осквернения бородой причащающихся, которая может опускаться в чашу, больными,
которые не в состоянии выхлебывать вино наружу, детьми,
которые, возможно, прольют его. На этом основании было
решено лишить чаши мирян и больных, отменить причастие детей. В греческой церкви все же совершалось причастие детей.
Из учения изменения субстанции проистекли действительно печальнейшие последствия, которые до наших дней
проявляются в римской церкви. Пресвитер, который совершает мессу, доходя до определенного места поднимает
вверх просфору (освященный пресный хлебец), и в то же
мгновение все падают на колени. В известных случаях просфора кладется на роскошный поднос и проносится по улицам торжественной процессией. Каждый, кто встречается
на пути, в свидетельство преклонения падает на колени. В
Испании, когда пресвитер проносит просфору к постели
умирающего, он сопровождается мужчиной, который звонит в небольшой колокольчик. Как только раздается звон
колокольчика, слышащие его обязаны склониться на колени и стоять так до тех пор, пока не умолкнет последний
звон. Народ верит, как говорят ему епископы, что живой
Бог в Образе живет на подносе, так называемой дароносице,
и может быть переносим с места на место. Как долготерпелив наш Бог, что Он уже почти тысячу лет терпит такое
осквернение Его Святого Имени! Но что будет, когда время
благодати подойдет к концу и разразится Божий суд над
всяким нечестием и неправдой людской?! "Все мы предстанем на суд Христов, ибо написано: "Живу Я, - говорит Господь, - предо Мною преклонится всякое колено и всякий
язык будет исповедовать Бога." Итак, каждый из нас за себя
даст отчет Богу" (Рим. 14,10-12).
Богослужение Марии
Преклонение перед чистой Девой Марией свое происхождение, собственно говоря, черпает из духа аскетизма,
который в четвертом столетии весьма усилился. В конце
четвертого столетия открыли, что во времена до Рождества
Христова в иерусалимском храме находились чистые девы,
которые посвятили себя служению Богу. Среди них должна
была находиться Мария, с раннего возраста давши обет вечной девственности. Это новое измышление привело к преклонению перед Марией, как истинным идеалом безбрачия.
Вскоре после этого вошло в обычай Чистой Деве прилагать
Имя "Матерь Божья", что, давайте вспомним, вызвало
несторианскую распрю. Служение Марии вначале встречало много противоречий, но мало-помалу становилось всеобщим. Уже с пятого столетия можно найти множество
изображений и статуй Чистой Девы, держащей на руках
Младенца Иисуса, во многих церквях. Все более и более она
превращалась в предмет непосредственного поклонения, и
богослужение Марии приобрело господствующий характер
в римской церкви. Ежедневное служение в честь Марии,
дни и праздники, которые были посвящены непосредственно ей, были утверждены папой Урбаном Вторым на соборе в
Клермоне в 1095 году.
Этим поклонение Марии превратилось в определенное
учение и твердый узаконенный обычай в римской церкви,
что осталось непоколебимым до наших дней. Римски
настроенные могут оправдывать себя, говоря, что богослужение Марии прославляет Одного Бога, но книги молитв и
песен говорят об обратном. Они состоят в основном из
непосредственных молитв к Деве Марии. Едва ли какие из
этих молитв в большем употреблении, как так называемые
"Аве Мария", "Радуйся, благодатная", в которой после изложения отрывка приветствия Гавриила приложены слова:
"Святая Мария, Матерь Божья, молись за нас грешных и
ныне и в час нашей смерти. Аминь." В другой молитве
заложено обращение в таком виде: "Под твоим заступничеством и защитой вопием мы к тебе, о, святая Богородица, не отвергни нашу молитву в нашей нужде, но избавляй
нас во всякое время от всяких напастей. О, прославленная,
превознесенная, благодатная чистая Дева! Наша Госпожа,
наша Посредница, наша Заступница..." В другой молитве
также говорится: "Будь благословенна ты, царица, матерь
милосердия, благополучия нашей жизни и упования. К тебе
взываем мы, грешные дети Евы, к тебе воздыхаем мы в слезах, в плаче и стенании в этой долине скорби. Да будут твои
очи благосклонно направлены на нас, наша заступница..." и
т.д. Неоднократно она названа так: "Врата небесные", "Яркая утренняя звезда", "Убежище для грешников". Эти и
многие подобные выражения ясно доказывают нам, какое
идолопоклонство творится в римской церкви с именем Марии и какое место занимает она в помыслах ее почитателей.
Венок из роз или связка из маленьких бус или жемчужин, которые служат для подсчета молитв, состоят из пятнадцати десятков. Каждый десяток содержит десять "Аве
Мария", которые совершаются путем перебора пальцами
бусинки или жемчужинки и отмечаются большой бусинкой, в конце же всегда произносится "светлейшая Матерь".
Римский требник, большой всеобщий молитвенник, из
которого всякий священник должен ежедневно прочитать
отрывок, в отношении Чистой Девы содержит следующие
слова: "Когда поднимается штурм искушений, когда на тебя
летят камни горестей и бед, смотри на звезду, взывай к
Марии. Если ты окружен волнами гордости, честолюбия,
страсти и зависти, смотри на звезду, взывай к Марии! Если
гнев, или алчность, или похоть плоти смутят твой дух, то
взирай на Марию. Если ты взволнован и в смятении от
тяжести твоих грехов, озабочен осквернением твоей совести, испуган мыслями о правосудии и начал тонуть в море
печали, в пучине сомнений, то вспомни о Марии - в печали,
в горестях, сомнениях, думай о Марии, взывай к Марии."
Служение Марии мало-помалу заняло все богослужение
христианства, так что кафедральный собор, да и каждая
мало-мальски большая церковь имела свою отдельную
капеллу в честь Марии.
Из этих небольших ссылок и цитат ясно видно, что Мария рассматривается не только как заступница при ее Сыне,
но как самый главный и высший предмет поклонения. И все
же это лишь спокойные будничные пробы по сравнению с
бурными рыцарскими преклонениями, которые можно
встретить в некоторых песенниках и псалтырях в ее честь.
Ей приписывались свойства божества, она представляется,
как царица небесная, сидящая между херувимом и серафи-
мом. Учение о непорочном зачатии было естественным
следствием к этому все возрастающему поклонению. Это
было возведено папой Пием Девятым в догмат веры римской церкви, вновь утверждено и принято всеми.
Обращение к помощи святых
Призыв к святым возник примерно в то же время, как и
поклонение Марии, развился и созрел на той же почве.
Между этими двумя явлениями фактически нет никакой
разницы, только Мария гораздо выше возносится над всеми
святыми и мучениками благодаря своей особенной святости
и великому влиянию на небе.
Почитание, которое оказывали в первые столетия христианства всем тем, кто был верным свидетелем Христа и
принял ради Него мучения, вне сомнения, было вероятнейшей причиной обычая призывать имя святых и умолять
их о заступничестве. Из этой легко объяснимой склонности
постепенно выросло суеверное почитание святых, а затем и
определенное обожествление их. Переход от почитания к
поклонению очень прост и естественен. Потому наставление
апостола: "Дети, храните себя от идолов!" (1 Иоан. 5,21) весьма актуально и важно! Как раз перед этим он говорит о
нашем положении и благословениях во Христе, когда пишет: "Сын Божий пришел и дал нам (свет и) разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе
Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная" (1 Иоан.
5,20). Если мы имеем в Нем жизнь вечную и относительно
нашего положения перед Богом становимся Едины с Ним,
то единственным Объектом нашего поклонения должен
быть лишь Он Один! Всякий другой объект есть идол!
Из вышеназванных малых начинаний из-за лукавства
священников развивалась великая и влиятельная система,
которая принесла церкви огромную прибыль и обогащение,
деньги и власть. Паломничество с деньгами, покаяниями и
добровольными жертвоприношениями являло собой огромную часть этой системы. В первые времена христианства
существовал обычай проводить богослужение на могилах
святых и мучеников с особенной торжественностью и пышностью. Когда же сгустился мрак и усилился дух суеверия,
этого было уже недостаточно. Уже в четвертом столетии
начали строить великолепные церкви на некогда простых,
невзрачных могильных камнях, те или иные реликвии
святого, в чью честь воздвигалась церковь, украшали внутренность здания, в которое вносились драгоценные сосуды.
Обычно утверждали, что останки чудотворных святых
нужно погребать под главным алтарем и что заступничество
таких святых имеет особенную власть и силу. Это привлекало тысячи и тысячи, чтобы увидеть чудеса, которые совершались здесь, или же заручиться заступничеством этого
святого и почерпнуть пищу для своей души. Если путешественники или паломники были недостаточно щедры в своих
дароприношениях, то возникало опасение, что их дело не
будет воспринято этим святым. В течение шестого столетия
возникли бесчисленные религиозные стремления в честь
святых и введены бесчисленные праздники и торжества,
чтобы они всегда проводились в воспоминание.
Обращение к святым в конце концов превратилось в
такой всеобъемлющий обычай, что возникла опасность изза множества забыть кого-либо из них. Календарь был так
переполнен именами, что если восставал новый святой, то
ему едва могли найти место, не отняв его у прежнего святого. Восток и запад соревновались между собой, чтобы умножить число имен святых. Однако запад признавал лишь
небольшое число святых востока. Восток, со своей стороны,
также отвергал многих святых западных церквей. Из этого
множества святых мы можем воочию убедиться в распространении всеобщего идолопоклонства. Города, церкви,
монастыри, ордена конкурировали между собой, кто из них
привлечет к своим святым гробницам больше паломников.
Слава какого-либо нового святого надолго останавливала
посещение прежних мест, соответственно, отнимала их
прибыль и доходы. Священники были поставлены перед
необходимостью возобновить паломничество к святым и
начинали измышлять новые и новые истории чудотворения,
чтобы привлечь внимание народных толп. Сердце человека
неизменно. Хотя мы живем в так называемом просвещенном веке, во многих местностях суеверие осталось таким же
великим, как и во мрачные времена средневековья. Со дней
Оригона, который впервые заговорил о почитании святых,
до настоящего времени, таким образом, за период примерно
в полтора тысячелетия, существует обычай призывать святых и совершать паломничества в посвященные им церкви,
монастыри или места, это совершается как в греческой, так
и в римской церкви. Можем ли мы удивляться тому, что
магометане считают всех христиан идолопоклонниками?
Многие из нас знакомы с именами святых, которых можно было бы назвать "общепринятыми святыми", как, например, первых отцов церкви, а также святых покровителей
различных стран. Насколько простирается католическое
христианство, едва ли найдется одна страна, община или
личность, которые не имели бы своего заступника перед
Христом, Который есть Единственный Заступник и Посредник перед Богом и человеком. Многие католики избирают
себе заступником того, день поминовения которого совпадает с их днем рождения. Этот святой затем рассматривается как особый защитник какой-либо личности или
общины, так что заступнику - покровителю приписывается
едва ли меньше власти и силы, чем Богу. Думают, поскольку
они сами были людьми и все еще сохраняют симпатию к
людям, то они менее вызывают страх и более доступны, чем
Христос, влияя на Него во благо той местности или человека, которые находятся под их защитой. Тем не менее их
представляют переменчивыми и легко уязвимыми. Их
заступническому ходатайству приписываются богатый урожай, победа в бою, избавление от бедствий и затруднений,
сохранность в пути и тому подобное. Если же случаются
несчастья, страдания, болезни и тому подобное, то полагают, что святой обижен и должен быть умилостивлен. Чтобы
достичь этого, украшают его могилу, оказывают большие
почести его реликвиям, возлагают на его алтарь более драгоценные, чем до сих пор, жертвоприношения.
Почитание реликвий
Поскольку история почитания реликвий имеет много
общего с характером почитания святых, то мы ограничимся
небольшими сообщениями по этому поводу. Оно имеет то
же самое происхождение. Склонность или слабость нашей
натуры придавать большое значение любимым нами умершим в их память враг искусно использовал для того, чтобы
ввести христиан в поклонение низменнейшего свойства.
Говорится, что если наша склонность помнить, сохранять и
высоко чтить объекты человеческой благосклонности весьма извинительна и даже мила, то насколько же выше
любовь к святым, благодатной Деве Марии и к Самому
Господу! Такие доказательства кажутся не такими уж предосудительными. Однако страшное, пагубное в почитании
реликвий заключено в основном в том, что церковь Рима
утверждает, что в реликвиях находится неизменная сверхъестественная сила творить чудеса и что по этой причине все,
начиная от папы до наименьшего члена римской церкви,
должны в глубоком благоговении преклоняться пред ними.
Уже со дней Константина почитание реликвий святых и
мучеников приобрело форму суеверной ревности. Чтобы
почтить места рождения, жизни, смерти и вознесения Господа, воздвигли великолепные церкви на этих местах
Палестины. Во время строительных работ, когда необходимо было откопать землю, был выкопан, как говорили,
святой гроб, в котором якобы находились три креста и
дощечка с письменами на трех языках, сделанных Пилатом.
Молва об этой удивительной находке молниеносно облетела все христианство и вызвала огромное возбуждение.
Поскольку было сомнительно, какому кресту из трех принадлежала дощечка, то решить это должно было чудо. Удивительным образом в гробу оказались гвозди, которыми
были прибиты к дереву руки и ноги Господа. Едва ли есть
необходимость утверждать, что эти драгоценные сокровища стали неиссякаемым материалом для размножения
реликвий. Некоторые части истинного креста были переоборудованы для государства в распятие, другие в церквях
запада и востока сохранялись в драгоценных ларях. Дерево
креста росло так быстро, что из него вскоре можно было бы
сделать целый лес.
Страсть к реликвиям в немалой степени возбудили крестовые походы. Многие неизвестные до того времени святые
и бесчисленные реликвии проложили себе путь на запад
возвращающимися домой крестоносцами. Среди прочего
было принесено в Европу множество костей, которые якобы были останками давно усопших прославленных святых.
В Кесарии была найдена так называемая святая чаша, зеленый кубок, который, как говорили, был сделан из смарагда
и был в руках Самого Господа во время проведения вечери.
Другой весьма знаменитой реликвией был хитон Господен,
не сшитый, который был найден в 1156 году, далее святое
одеяние, которое подарила царица Елена архиепископу из
Трира. Как практическую иллюстрацию почитании реликвий приведем следующий пример. Ежегодно в святую неделю папа и его кардиналы направлялись святой процессией в
город церкви святого Петра в Рим, чтобы там поклониться
трем великим реликвиям, которые с этой целью выставлялись в находящейся выше статуи святой Вероники галерее напоказ коленопреклоненной толпе. Реликвии состояли
из куска дерева от креста Господня, из половины копья,
которым проткнули Ему бок, и куска материи с изображением Лика. Святой Лик, как утверждали, запечатлелся на
полотне чудодейственным образом, когда Господь вытирался им. Он был доставлен в Италию для исцеления кесаря
Тиберия, который был болен проказой. Поклонение этим
реликвиям совершалось в благоговейном торжественном
молчании папы, кардиналов и всего народа.
Едва ли есть необходимость перечислять и далее эти
сумасбродства, которые совершались в римской церкви, как
там воспитанные и образованные люди в благолепии падали ниц перед гнилым куском дерева, ржавым осколком
копья, намалеванным куском материи. Как праведный суд
Божий, на них напала слепота. Густой мрак окружил священников и народ, что случается именно там, где пренебрегают Словом Божиим и угашается свет Святого Духа. "Воздайте славу Господу, Богу вашему, доколе Он еще не навел
темноты и доколе еще ноги ваши не спотыкаются на горах
мрака. Тогда вы будете ожидать света, а Он обратит его в
тень смерти и сделает тьмою" (Иер. 13,16).
Чистилище
По всей вероятности, Августин, епископ из Гиппо, был
первым, кто выдумал учение о чистилище. Однако его представления об этом месте были неопределенны и неясны.
Впервые во времена Григория Великого, примерно в 600
году, учение о чистилище было принято догмой римской
церкви. Относительно состояния души после смерти Григорий говорил: "Мы верим, что есть огонь, который горит с
меньшей силой, прежде чем наступит великий день суда."
Однако учение впервые приобрело форму на заключительном заседании известного собора в Тринте. "Существует
чистилище, в котором попавшие туда поддерживаются
ходатайствами верующих, особенно благоприятными жертвами мессы. Этот святой собор повелевает всем епископам,
чтобы они со всяким усердием верили здоровому учению о
чистилище, преподанному нам истинными отцами церкви и
святыми соборами. Чтобы это учение, принимаемое верою,
было сохраняемо, распространяемо и проповедуемо повсеместно всеми верными служителями Христа. В пламени
огня чистилища души оправданных очищаются временным
наказанием, чтобы им таким путем иметь доступ на их святую Родину, куда не может войти ничто нечистое... Жертвоприношение мессы совершается для таких, которые умерли
во Христе, но еще не полностью очищены."
Римские богословы всячески пытаются оправдать это
учение, которое абсолютно отрицает совершенную полноту
жертвы Христа. Они стремятся достичь этого на основании
Слова Божьего разными местами Писания, особенно апокрифами и преданиями. Однако с этим мы не имеем никакого дела. Из таких нечистых источников можно доказывать все, что только пожелается. Искажение Священного
Писания в угоду того учения требует все же краткого исследовательского упоминания. Приведем два места Писания,
которые обычно брались на вооружение, чтобы защитить
утверждения Римской церкви. 1. "Истинно говорю тебе, ты
не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта"
(Матф. 5,26). Здесь римская церковь сама себе противоречит, ведь если в чистилище должны быть прощены неко
торые грехи, как может идти речь об уплате последнего
кодранта? Получить прощение или уплатить - два взаимо-
исключающих понятия. 2. "Ожив Духом, Которым (то есть
Духом) Он и находящимся в темнице духам, сошед, проповедовал" (1 Петр. 3.18-19). В первую очередь, это место
Писания никакого отношения к временному чистилищу,
временной темнице иметь не может, так как совершившие
грех смерти не приходят в чистилище. Допотопные жители
земли, однако, согрешили грехом смерти, так как они не
верили Слову Божьему. Чистилище же, по толкованию
собора, лишь для того, кто умер во Христе, но не полностью
еще очищен. Далее место Писания учит, что Христос сошел
и проповедовал не как Персона. Он проповедовал духом Ноя
допотопным людям, которые сейчас в темнице. Приведенные слова Писания в пользу доказательства о чистилище
настолько мало основательны, что вдумчивые католики
стремятся утвердить это учение лишь на основании авторитета церкви.
Среди богословов церкви относительно места пребывания и того, что оно, собственно говоря, представляет из
себя, великое множество расхождений во мнениях. Даже
собор в Тринте не выработал относительно этого определенного решения. По всеобщему мнению, оно находится под
землей и зависит от ада. Это среднее пространство между
небом и адом, где души проходят очищение огнем, прежде
чем они вступят на небо. Как же естественный материальный огонь может очищать души, от этого разговора римские богословы всячески уклоняются. "Находящиеся в
среднем пространстве, - утверждает флорентийский собор
(1439), - находятся на месте мучения. Однако мы не желаем
спорить о том, мучимы ли они огнем, или стихией, или чемлибо другим." Лучшие теологи римской церкви не едины в
этом пункте, далеко расходясь друг с другом во мнениях.
Некоторые утверждали, что мучения состоят во внезапном
переходе из пламени огня в трескучий мороз. В доказательство и помощь призывались сны и видения, чтобы просветить таинственный мрак неизвестности. Во времена
средневековья было немало таких, которые необосновано
утверждали о своем снисхождении в те подземные регионы,
которые затем открывали тайны чистилища перед изумленными слушателями. Приведем в качестве примера один рассказ, который кажется нам осудительным более всех
других.
Дритгельм, история которого нам передается не менее
значительными личностями, как Бедда или Белларминус,
на своем пути встретил ангела в светлой одежде и был поведен своим проводником навстречу восходящему солнцу.
Оба путешественника пришли, наконец, в долину с чрезвычайной протяженностью, на левой стороне которой стояли
раскаленные печи, на правой же стороне простирались пространства льда, снега и града. Вся долина была переполнена
человеческими душами, которые ураганным ветром были
кидаемы с одной стороны в другую, откуда леденящий холод снова гнал их в пылающий огонь, который бушевал
неугасимо. Огромное множество обезображенных душ
было, таким образом, непрестанно кидаемо из стороны в
сторону и мучимо. По изъяснению ангела, сопровождающего Дритгельма, это было местом наказания всех, кто отодвигает до часа своей смерти исповедание грехов и исправление. Все они, однако, будут допущены на небо, тогда как
многие освобождаются от всеобщего суда покаянием,
молитвами, постами людей на земле и особенно через мессу." Цель этого рассказа ясна. Он должен был производить
впечатление на робкие души людей, умножить и вознести
власть духовенства и обеспечить богатые дары церкви.
Невольно напрашивается вопрос: то ли это место, куда
матерь-церковь посылает своих праведных и кающихся
детей? Да, только оправданные идут туда. Все умирающие
со смертными грехами на своей совести прямой наводкой
низвергаются в ад, на воротах которого начертаны слова:
"Никакой надежды во веки веков!" Насколько ужасны
должны быть мысли о чистилище для покорных сердец!
Если член римской церкви верою действительно получил
бы оправдание и освобождение, то и он не мог бы чувствовать себя истинно счастливым, так как воспоминание о грядущей смерти и неизбежном чистилище с его мучениями
омрачили бы его радость. Какую же абсолютно иную, неизмеримо счастливую надежду дает Слово Божие всем истин
но верующим в следующих местах: "Благодаря Бога и Отца,
призвавшего нас к участию в наследии святых во свете"
(Кол. 1,12), "Ныне же будешь со Мною в раю" (Луки 23,43),
"Влечет меня то и другое, имею желание разрешиться и
быть со Христом, потому что это несравненно лучше" (Фил. 1,23).
Применение учения о чистилище
Влияние, оказанное римским духовенством на нравы
людей учением о чистилище, естественно, было чрезвычайно великим. Кто не отдал бы всего ради избавления себя или
своих любимых, кровно родных, от того места, чтобы купить
свободу от того ужасного страдания? Мессы, которые читались во благо усопших душ, постепенно превратились в
ненасытный источник поборов для церкви. Умирающие
нередко завещали все имущество церкви, чтобы таким образом избежать страшного места - чистилища. Священники
начали постыдную торговлю индульгенциями и за счет суеверного стада пополняли и набивали свои кошельки.
Однако самое страшное и пагубнейшее применение учения о чистилище в том, что священники использовали его
для достижения неограниченной власти над своими жертвами, да и над самой смертью их. Они вызывали в умирающих
веру, что после их смерти, после их ухода из этого мира в
потусторонний они сами станут посредниками и заступниками их, что они владеют ключами чистилища и что судьба
умирающих зависит от их приговора. Воистину это есть глубины сатанинские, которые пронизывали ужасом искушения. "Не бойся! - говорит Иисус к трепещущему пророку." Я... имею ключи ада и смерти." Бог всех, верующих в Него,
избавил "от власти тьмы" и "ввел в Царство возлюбленного
Сына Своего" (Кол. 1,13). Эти места недвусмысленным
образом учат нас тому, что верующие через труд Христов не
только освобождаются от суда и смерти, очищаются от всех
грехов, но и уже здесь избавлены от власти тьмы и введены
в Царство Возлюбленного Сына Божьего." Он спас нас, а не
только хочет и может спасти!
Греческие, абиссинские (эфиопские), армянские церкви
отвергли исповедание учения о чистилище, в действительности же они крепко держатся за него. Об этом свидетельствуют молитвы и мессы по умершим, возжигание фимиама
на могилах их.
Последнее помазание
Если мы сейчас перейдем от учения о чистилище к таинству последнего помазания, тотчас встретим кричащие
противоречия. Если учение о чистилище верно, то учение о
последнем помазании неверно. Если последнее помазание
действительно имеет ту силу, которую приписывает ему
римская церковь, тогда учение о чистилище есть обман и
ложь. По решению собора цель и действие последнего
помазания состоят в омытии остатка грехов. Кто пренебрегает этим таинством, тот еретик и идет прямо в ад. Оно
совершалось следующим образом: когда священник входит
в дом, то поверх священнического одеяния надевает епитрахиль фиолетового цвета и преподносит крест с распятием
больному, который целует его с благоговением. Затем,
прочитав несколько положенных молитв и окропив священной водой, священник опускает свой большой палец в
священный елей и помазывает больного в форме креста.
Начиная со зрения, он мажет каждый глаз, произнося при
этом: "Господь да простит Своим святым помазанием через
Свое великое милосердие все твои грехи, которые ты совершил через глаза." Так совершается семь помазаний на
всякие помыслы: глаз, ушей, рта и рук, иногда по одному
помазанию груди и ног. Затем после многократных перекрещиваний произносится ряд молитв и сжигается платок,
о который многократно вытирался палец священника от
елея. Когда это было совершено, то умирающий объявлялся
готовым к переходу в вечное блаженство.
До тех пор, пока не потеряна надежда на восстановление
и исцеление больного, это таинство над ним не совершается. Оно названо "последним помазанием", после которого
над больным никакого таинства уже не совершается. Можно было бы ожидать, что по причине этого непогрешимого
таинства учение о чистилище должно было бы стяжать немногих сторонников в католической церкви, но должно
было бы в основном переполниться протестантами, которые отвергали бы священническое помазание и умирали бы
в состоянии, недостойном принятия таинства. Однако среди
католиков относительно этого предмета существует великое разногласие. Некоторые думают, что все души, не исключая самого папу, как бы свято они ни жили, как бы точно ни исполнили последнее таинство, непременно должны
пройти чистилище, что ни единая душа сразу после земли
не может попасть в рай. Поскольку никто из людей, говорят
они, не имеет полного господства над собой, его могут
запятнать греховные мысли даже в продолжение помазания, а уж тем более после него. Поэтому душа непременно
должна пройти процесс очищения на своем пути на небо.
Разумеется, число грехов может быть настолько незначительным, что душа в чистилище задержится лишь на недолгое время. Однако сам Григорий и Бернар должны были
быть очищены через пламя чистилища. Настолько ужасна
по этой причине должна была быть для всякого католика,
даже самого праведного, мысль о смерти! Ему было невозможно вторить словам апостола: "Для меня жизнь - Христос, и смерть - приобретение!"
Известно, что в Новом Завете есть некоторые места, где
намекается на помазание, и это взято на вооружение католическими богословами, чтобы с большой ревностью
утверждать таинство последнего помазания. Однако все они
просматривают или же тщательно скрывают тот факт, что
помазание больных по Священному Писанию совершалось
для исцеления их, для умножения их жизни на этой земле, в то
время как римское помазание совершается над умирающими
и ставит целью спасение души. Апостольское помазание
служило лишь для восстановления здоровья, последнее же
помазание есть последнее приготовление к смерти. "Они
(двенадцать апостолов) изгоняли многих бесов и многих
больных мазали маслом и исцеляли" (Марк. 6,13). "Болен ли
кто из вас, пусть призовет пресвитера и пусть помолятся над
ним, помазавши его елеем во Имя Господне, и молитва веры
исцелит болящего, и восставит его Господь" (Иак. 5,13-14).
Эти места Писания для простого читателя не представляют
никакого затруднения. Однако суеверие извратило это д.
достижения своей цели. Так называемое "последнее помаза
ние" истории церкви совершенно неизвестно с первого до
одиннадцатого столетия. Только с двенадцатого столетия
невежественному народу удалось навязать это пагубное учение, а затем и утвердить его на соборе в Тринте.
Тайная исповедь
Если таинства римской церкви служили для того, чтобы
дать священникам невероятное влияние и почти неограниченную власть над их стадом, то в первую очередь к этому
относится тайная исповедь. Ничем иным честолюбивые
священники не смогли бы добиться от народа большей
покорности и полного морального унижения, как через эту
губительную установку. Абсолютно все, что происходило в
сердцах принадлежащих к римской церкви, начиная от кесаря до малейшего прихожанина - все было открыто священнику. Ничего нельзя было утаить от исповедника. Утаить
истину или приукрасить ее считалось за грех, который
возможно изгладить только через глубокое покаяние и
опять же через тайное исповедание. Да, в некоторых случаях
адские мучения были наготове для утаивающих истину. Таким образом, священники в некотором роде превратились в
тайную полицию, которой все были обязаны доносить на
самих себя. Им были известны тайны всех людей персонально, всех семей, правительств, общин и т.д. И само собой
разумеется, это обстоятельство они использовали для достижения своих планов, для достижения своих корыстных
целей. Отец и сын, мать и дочь, господин и раб - все равно
находились под их тайным, а потому действующим более
сильно, надзором и руководством.
Власть, достигнутую таким образом, как они говорили,
они употребляли во благо церкви. Если того требовали
обстоятельства, то отпущение грехов задерживалось, отодвигалось или в нем отказывалось, смотря по тому, как
лучше было достичь целей церкви. Часто священники злоупотребляли тайной исповеди, которая возвещалась им в
искренности души и в благоговении, для корыстных целей
самым бессовестным образом, особенно если этого требовали политические интересы. Отлучение от церкви в те дни
было ужасным делом, папа являлся сильным противником.
Когда Гильдебранд объявил проклятие на Генриха Четвертого, подчиненных освободил от клятвы верности ему и низложил с престола, то король был вынужден склониться
перед честолюбивым монахом и публично позорным образом молить его о снятии этого ужасного проклятия. Анафема отлучала преступника от церкви, как бы высоко ни было
его положение, и поскольку вне римской церкви спасение
почиталось невозможным, то умирающий под анафемой не
имел никакой надежды. Даже тело его не разрешалось хоронить на освященном кладбище, а душа объявлялась добычей
дьявола на веки вечные.
Происхождение исповеди
Проследить происхождение исповеди не так-то легко.
Вопрос о приватной исповеди и тайной исповеди перед священником неоднократно рассматривался разными римскими
богословами, однако только в тринадцатом веке церковь
достигла определенного решения по этому вопросу. В 1215
году во время правления Иннокентия Третьего четвертый
Латеранский собор определил, что всякий верующий, будь то
мужчина или женщина, обязан хотя бы раз в год побывать на
тайной исповеди. С того времени это стало уже рассматриваться как божественное установление во всей римской церкви. Это имеет место также в греческих и коптских церквях.
В утверждение и оправдание тайной исповеди римские
богословы приводили следующие места Писания: "Признавайтесь друг перед другом в проступках и молитесь друг за
друга, чтобы исцелиться" (Иак. 5,16) и: "Кому простите грехи, тому простятся, на ком оставите, на том останутся" (Иак.
20,23). Первое место ясно и определенно указывает на признание между самими христианами, а второе говорит о церковной дисциплине. Ни одна из них не требует тайного исповедания "на ушко" священнику, чтобы получить через него
прощение. Обязанность, или же право исповедания, конечно, не должно быть признано на основании Слова Божьего,
но вопрос в том, кому или перед кем мы должны исповедоваться "в проступках". Священное Писание как в Ветхом,
так и в Новом Завете дает на этот вопрос недвусмысленный
ответ: "Иисус сказал Ахану: "Сын мой, воздай славу Господу,
Богу Израилеву, и сделай пред Ним исповедание, и объяви
мне, что ты сделал, не скрой от меня!" (Иис. Нав. 7,19). "Если
говорим, что не имеем греха, обманываем самих себя и
истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он,
будучи верен и праведен, простит нам грехи (наши) и очистит нас от всякой неправды" (1 Иоан. 1,8-9).
Форма тайной исповеди, которую римская церковь приписывает кающимся (эта форма с течением времени видоизменилась), указывает весьма ясно на ее истинный характер. Исповедующий должен склониться на колени около
священника, наложить крестное знамение и сказать: "Во
Имя Отца, и Сына и Святого Духа. Я исповедую всемогущему Богу, непорочной Деве Марии, благословенному архангелу Михаилу, благословенному Иоанну-Крестителю,
святому апостолу Петру и Павлу, всем святым и тебе, моему
духовному отцу, что я очень сильно согрешил мыслями,
словами и делами, вина моя, вина моя, вина моя очень велика!" После этого признания он перечисляет разные грехи по
отдельности без всяких уверток и двусмысленности. Самые
неблаговидные и постыдные дела шепчутся в ухо священника, кто бы это ни был, до тех пор, пока священник не найдет достаточным держать кающегося в исповеди. Когда же
священник сочтет исповедь достаточной, то исповедующийся заключает словами: "Потому я прошу непорочную Деву
Марию, благословенного архангела Михаила, благословенного Иоанна-Крестителя, святых апостолов Петра и Павла,
всех святых и тебя, мой духовный отец, помолиться за меня
Господу Богу! Я сердечно огорчен, обещаю впредь исправиться и смиренно прошу Бога и тебя, мой духовный отец, о
прощении покаяния тайной исповеди."
Исповедующийся теперь находится в полной зависимости от рук священника и его милосердия. Если ему понравится, то он может приписать кающемуся несправедливейшие
упражнения покаяния или же отодвигать время прощения
до тех пор, пока не достигнет своей цели.
Отпущение грехов. Индульгенция
Новое учение об отпущении грехов основано главным
образом на откровении сокровищ, находящихся в недрах
церкви, через примирение с которыми могут быть прощены
грехи без изнурительных смирительных упражнений покаяния и без соблюдения таинств. Стали утверждать, что во
Христе, беспорочной Деве Марии и в бесчисленных святых
заложена неизмеримая полнота заслуг, которая в чрезвычайном преизбытке, нежели потребно для них самих. И
хотя говорили, что Сам Господь имеет неизмеримую полноту заслуг, достаточную для всех, все же много говорилось о
заслугах святых и это привело к новым представлениям об
излишке дел или же о преизбытке заслуг. Своими упражнениями в покаянии, своими незаслуженными страданиями
в этом мире святые сделали гораздо больше, нежели это
было бы потребно для их собственного спасения. Из этих
излишков дел, в совокупности с неизмеримыми заслугами
Христа, образовалось такое хранилище сокровищ, к которому папе вручены ключи, чтобы он имел власть объявлять
свободу от греха в этой жизни, а также избавлять от страдания в чистилище. "Сила ключа", таким образом, заступала
на место действующих таинств. История представляет нам
первую форму отпущения, которая была изготовлена римской церковью в начале одиннадцатого столетия. Однако
лишь при крестовых походах этот новый дьявольский обман достиг своего наивысшего расцвета. Папа Урбан Второй издал в 1095 году в Клермоне всеобщее отпущение
грехов всем участникам священной войны. С этого времени
вошло в обычай издавать отпущения, то есть индульгенции,
меньшей степени. Индульгенция на несколько сот лет
могла быть куплена каким-либо епископом на том основании, что он построит или увеличит церковь, построит мост
или насадит лесной массив, или огородит его. Нередко индульгенция составлялась также на принятие на себя особенных религиозных обязанностей, как например известное
число молитв перед определенным алтарем, паломничество
к священным местам и реликвиям и тому подобное за
плату. Папа, по учению Ватикана, является высшим распределителем капитала и имеет право перекладывать это распределение также на епископов и диаконов. Папа имеет
власть продавать всем христианам индульгенции, тогда как
власть епископов и диаконов ограничена.
С течением времени обращение индульгенций в практику
все более и более брало верх. Хотя некоторые из способнейших книжников и ученых, не щадя себя, восставали против постыдной торговли папскими и епископскими индульгенциями, доказывая их несоответствие Слову Божьему,
однако они не смогли противостоять мощному течению. Их
голоса остались неуслышанными. Получить прощение и
спасение посредством определенной суммы денег, или необременительным пожертвованием, или милостыней было
намного удобнее, чем заниматься целым рядом постоянных
изнурительных упражнений покаяния. В первое время римская церковь практиковала наложение тяжких штрафов и
изнурительных упражнений покаяния за злодейство и преступление. Если грешники несли свое наказание со смирением, то оно снималось с них. Это покаяние должно было
начинаться с денег или с добрых дел, так можно было
укоротить время покаяния или добиться полного его устранения. Пресвитер кое-что снимал с наказуемого от своего
наказания, то есть отпускал. От этого и происходит
индульгенция (отпущение грехов). Цена за индульгенцию
назначалась по роду преступления, а главным образом - по
достатку покупателя.
Следующее повествование из трудов Милнера доказывает, какого расцвета достигла торговля индульгенциями во
времена, когда реформация нанесла этому ощутимый удар.
"В 1709 году морские разбойники из Бристола захватили
галион (очень большое судно), на котором они нашли
пятьсот тюков папских индульгенций... Каждая кипа содержала шестнадцать стоп (стопа содержала 1000 листов), так
что весь запас состоял из трех миллионов восьми сорока
тысяч индульгенций. Цена индульгенции колебалась от
трех риалов (приблизительно две марки) до одиннадцати
фунтов (двести двадцать марок). При приближении поста
каждый был обязан купить такую индульгенцию. Бернет
уверяет нас, что постыдная торговля в папских странах не
настолько исчезла, как бы нам должно предполагать. Он
говорит, что в Испании и Португалии есть такие комиссары,
которые самым бессовестным образом ведут торговлю индульгенциями.
Однако мы достаточно долго задержались на индульгенциях. Мы должны заняться таинством брака, оставим на
время этот интересный, но достаточно печальный предмет
нашего разбора и перейдем к следующей главе нашей истории.
Далее: Глава 1-24
Иннокентий Третий и его время (1198-1216). Вавилон из Откровения 17. Иннокентий и цари земные. Иннокентий и Рим. Иннокентий и королевство Сицилия. Иннокентий и папская область. Иннокентий и государство. Филипп и Отто. Гражданская война в Германии. Смерть Филиппа. Предательство Отто. Падение Отто. Иннокентий и Филипп Август. Папский легат во Франции. Иннокентий и Англия. Иоанн и папство. Англия под проклятием. Английская корона предлагается Франции. Великая хартия вольностей (Магна Харта). Гнев Иннокентия разгорается вновь.
Назад: Глава 1-22
Притязания Рима на Англию. Введение канонического права в Англии. Томас Бекет и Генрих Второй. Бекет в должности канцлера. Бекет, архиепископ в Кентербери. Бекет противится королю. Убийство Бекета. Потрясение Генриха Второго. Покаяние Генриха у гроба Бекета.
Оглавление
©
http://www.gbv-dillenburg.org
:: Издательство GBV (Благая весть), Германия
Распространение материалов без разрешения издательства запрещено
©
www.christ-pages.narod.ru
:: "Христианские страницы"
| |
|
|