|
|
|
Андре Миллер. "История христианской Церкви"
ВТОРОЙ ТОМ. Глава 2
Предшественники реформации
В одной из предыдущих глав мы проследили вереницу
благородных свидетелей, подвизающихся за истину Божью
и Евангелие нашего Господа Иисуса Христа, вплоть до войн
против альбигойцев, в которых многие герои веры встретили свою смерть. Затем мы оставили их, чтобы проследить
историю папства вплоть до усмирения его при Бонифации
Восьмом и переноса папского престола из Рима в Авиньон
при папе Клеменсе. За это время в церковной области возник и развивался совершенно новый род деятельности и
абсолютно новый класс людей, так называемых схоластиков. Мы в дальнейшем займемся самым выдающимся из
них. Они сияли яркими светилами на небосводе тогдашнего
христианства. Мы вскоре увидим, какое значение имели
они для распространения истинного, соответствующего
Священному Писанию христианства. Между тем, Бог и в те
времена имел своих верных свидетелей, подлинных исповедателей, которые, хотя и были сокрыты от мирских глаз, в
тишине усердно трудились в Его винограднике и самоотверженно и преданно являли свидетельство о Нем. Золотой
луч благодати Божьей непрерывно светил через все эти
мрачные столетия, хотя он и был почти незаметен.
Первые крупные научные школы
В двенадцатом столетии возникли общественные школы,
или академии и развернулась духовная деятельность во всех
отношениях. Это привело к тому, что авторитет папства и
феодализма весьма ослаб. Была проложена дорога, на которой появился некто третий - буржуазия; возникла торговля,
и широко распространилось профессиональное ремесло. С
того времени в Европе воссияли свет и свобода. Почти везде
возникали школы, и жажда к познаниям овладела массами.
Короли и князья Европы поняли, какую великую прибыль
можно получить от народа, занимающегося литературой и
искусством, и стали приглашать в свои дворцы ученых
людей, вдохновляя и поощряя, как только могли, стремление к образованию и науке. Однако наряду с возрастающей
духовной деятельностью параллельно возникали весьма
опасные и авантюристические учения и мнения. Схоластическая теология, аристотелевская философия*, церковное и
гражданское право - вот та область, на которой утверждался и развивался любознательный научно-исследовательский дух того времени. В то время, в середине двенадцатого
столетия возникли великолепнейшие университеты в Оксфорде, Кембридже и Париже; наряду с ними на европейском континенте появились некоторые менее значительные
высшие школы. Греческий и еврейский языки были предметом обучения. Чтение и обучение производились по Священному Писанию, что Бог обращал в благословение обучающимся и через них - во спасение другим. "Чтобы положить предел великой распущенности, которая размножилась в области духовенства, - пишет Вадингтон, - чтобы
оживить внимание к древним почтенным писателям и чтобы предоставить современникам исходные данные в их
распоряжение, Петр Ломбардус опубликовал свой знаменитый труд "Книги сентенций". Этот человек некоторое время
посещал отличнейшую высшую школу в Болонье, затем
переселился в Париж, чтобы там продолжить свое обучение
по богословию. Он умер там как епископ в 1164 году. "Книги сентенций" состоят из собранных цитат из трудов отцов
церкви, особенно Гилария, Амвросия, Иеронима и Августина. Вне сомнения, они являли собой, к сожалению, смесь
истины и заблуждения, однако Господь, превознесенный
над всем, мог это употреблять в благословение некоторым
душам. Они долгое время в высших школах стяжали неоспоримый авторитет, а их автор достиг высшей чести.
* Схоластиками обычно называют философов средневековья. Все направление того времени указывает всем стремящимся к высшему познанию единственно на религию и теологию. Схоластики же считали своей обязанностью все
результаты своих исследований привести в созвучие с размерами догмата церкви,
иными словами, сделать это учение приемлемым для человеческого разума.
Расцвет схоластической философии падает на двенадцатое и тринадцатое столетия. Из-за соприкосновения с арабами и греками мир познакомился с трудами
Аристотеля. Аристотель, знаменитый греческий ученый, живший в четвертом
веке до рождества Христа, в своей философии исходил от исследования природы,
чтобы через опыт и выяснение причин всеобщих и неотъемлемых условий подойти к мысли. Учение Аристотеля расширило кругозор схоластиков, и они,
наконец, достигли неоспоримого авторитета учителей схоластической теологии. - Примечание переводчика.
Истинные герои истории Церкви
Подлинных пионеров реформации и истинных героев в
истории Церкви не так-то легко установить. В смирении
духа, не ища похвалы со стороны людей, странствовали они
пред Господом, исследуя в тиши Его волю и исполняя ее. Их
сокровенное служение, их дело любви, их усердие приводить души ко Христу, их благовестие Евангелия - все это
проходило мимо взора составителей истории и вообще не
вызывало заинтересованного внимания. Чем глубже была
их праведность, тем сокровеннее и смиреннее они вели
себя. Но они не потеряют своей награды! Он, Чьи очи обозревают всю землю, запечатлел все их усердие, все их дела
любви! Велико облако верующих, которые выполнили план
Божий, ради чего Он послал их на землю, и оставили этот
мир в мрачные времена средневековья, не удостоившись
внимания историков, которые бы запечатлели их благословенную и необходимую деятельность. Совершенно иначе
обстоят дела с блистательными отцами церкви, со святыми
чудотворцами, с исполненными интриг алчными кардиналами, с любителями шумных словопрений и со всем скопищем гордых, честолюбивых фанатиков. Страницы летописи
переполнены пересказами деяний и подвигов.
Если мы сейчас обратимся к подлинным предшественникам реформации, то отметим, что они делятся на три разных класса: писатели, теологи, реформаторы или протестанты. Эти три класса людей сыграли выдающуюся роль в
развитии истории и церкви в двенадцатом столетии вплоть
до реформации.
Писатели
Выдающимися представителями этого класса являются
такие люди, как Данте, Петрарка, Бокаччио в Италии и
Чосер в Англии. Уже вскоре после создания школ и мощного пробуждения человеческого духа, появились эти лучезарные звезды на литературном небосводе почти одновременно. Богу в Его безграничной мудрости было
угодно употребить труды этих людей и многих других,
чтобы раскрыть пороки римской системы и ослабить ее
власть и авторитет. И в то время, когда люди меньшей
значимости и меньших прегрешений против Рима претерпели анафемы, темницы и саму смерть, эти знаменитые
корифеи литературы избежали возмездия церкви и смогли
спокойно завершить свое дело. Их замечательные прозаические и поэтические произведения обрели такую всеобщую славу, что духовенство не отважилось наложить на них
руку. Царящее до сих пор нравственное разложение среди
духовенства, монахов и орденов, принадлежащих к монашеской системе, творимое втайне, было выставлено на
Божий свет. В стиле популярных народных стихотворений и рассказов выставлялась напоказ и беспощадно бичевалась вся прогнившая церковная система. По всей Европе
звучали сатирические частушки и песенки, в которых высмеивались разврат и растление, царящие в папском дворце
в Авиньоне.
Данте, рассматриваемый как отец итальянской поэзии,
чье имя стало бессмертным из-за его главного произведения, так называемой "Божественной комедии", с богатейшей фантазией описавший чистилище, ад и небо, умер в
1321 году. Петрарка, лишь на немного младше, чем его великий соотечественник, стяжал большую славу как прозаик
и поэт. Бокаччио создавал только прозаические произведения, которые нередко носили безнравственный характер.
Чосер известен в Англии как автор "рассказов про Кантербери".
Теологи
Роберт Гростэте Греатхед (Большая голова), английский
прелат двенадцатого столетия, был первым в ряду богословов, которых мы можем рассматривать как предшественников и путеводителей реформации. Он не был реформатором
в смысле шестнадцатого столетия. Он надеялся получить
исцеление и спасение от обновления церковной дисциплины и управления. Хотя он сравнил некоторых пап с антихристами из-за их безнравственности и бунтарства против
Христа, тем не менее в основном он превозносил папство.
Гростэте родился в 1175 году в Страдброкке в Суффолке.
Когда он приступил к своему обучению в Оксфорде, то, следуя обычаям того времени, переселился в Париж, университет которого стяжал мировую славу. Здесь он со всем
усердием начал изучать греческий и еврейский языки, а
французским он овладел в совершенстве.
В шестьдесят лет он был провозглашен епископом в Линкольне. С того самого времени он трудился с почти непосильным усердием и ревностью по реформации своего прихода, одного из самых больших в Англии. Как рассказывают, он много занимался изучением Священного Писания
на древних языках, он полностью признавал его безграничный авторитет. И если мы в его жизни встречаем некоторые противоречия, то не должны этому удивляться. Он
был сыном своей эпохи. Так, в начале он весьма подвизался
за ордена доминиканцев и францисканцев; их показная
кротость и святость вызывали в нем изумление. Однако он
достаточно долго жил и имел возможность познакомиться с
их лицемерием и разоблачал их как злейших надувателей
народа. Между тем, свет Божьего слова проник в его сердце
не настолько глубоко, чтобы он смог познать, что не только
ошибки и преступления тех орденов, но и само их существование противно воле Божией.
Тем не менее, он был одним из самых смелых, праведных
и деятельных людей. Он поднял свой бесстрашный голос
против богохульных притязаний Иннокентия Третьего, когда тот утверждал, что является не только наместником св.
Петра, но и Самого Бога. "Следовать за папой, - заявлял
он, - который восстает против воли Христа, значит быть
отлученным от Христа и Его Тела, и если наступило бы
время такое, когда все люди последовали бы за заблудшим
папой, то это означало бы великую гибель". Алчность
римского двора, злоупотребление с постыдной торговлей
индульгенциями, распродажа и распределение выгодных
должностей между недостойными и неспособными людьми - все это беспощадно разоблачал Гростэте. Само собой
разумеется, что такое смелое поведение соделало ему
множество врагов. Современники обвиняли его в чародействе, а папа упрекал в дерзкой наглости. Только чудом он
избежал мученической смерти. Господь Сам позаботился о
Своем слуге и позволил ему в 1253 году уйти из этого мира
спокойно своей смертью.
После Гростэте, хотя бы краткого нашего внимания заслуживает Роджер Бэкон, человек значительного духа и проницательного ума. Хотя нет достаточных доказательств
того, что он имел искреннюю праведность и любовь к евангельской истине, он, вне сомнения, имел острый взгляд на
положение церкви и школы. Его называют великим английским философом, предшествовавшим своему знаменитому
тезке Францу Бэкону. Он родился в 1214 году в Ильчестере в
Сомерсетшире.
После того, как он долгое время посещал университеты в
Оксфорде и Париже, в возрасте тридцати четырех лет он
примкнул к францисканскому ордену. Его обширные познания в области физики, астрономии, оптики, механики и
химии, его подлинное знание греческих и ближневосточных наук навлекли на него опасную славу чародея. Его
начальники, а также коллеги-монахи, чье невежество в те
дни было весьма велико и увеличивалось тем более, чем
более увеличивались мощные духовные силы Бэкона, также
обвинили Бэкона, становящегося все в большую тягость им,
в чародействе. Он стал яростно гоним и провел несколько
лет в жалкой темнице.
И хотя Бэкон с большим вниманием говорил о Священном Писании, он, однако, искал возможность объединить
философию с христианством, произвести веру от разума,
что в действительности невозможно и служит лишь ослаблению и искажению истины. Он сильно скорбел по поводу
того, что древние языки Ветхого и Нового Заветов почти
совершенно запущены и что дети свои познания о божественных истинах вынуждены черпать не из самой Библии, но
из выдержек из нее, которые стали производными стихами,
и далее - из чтения "Книг сентенций". Таким образом, он
открыл глаза современников на невежество, суеверие и
халатность религиозных орденов и тем самым навлек на
себя обвинение в ереси и дисциплинарное взыскание со
стороны церкви, хотя он жил как подлинный католик. По
всей вероятности, он умер в 1292 году.
Фома Аквинский - "ангелоподобный учитель" - был знаменитейшим из схоластиков тринадцатого столетия; он был
подлинным образцом теолога тех времен. Родился в 1225
году близ Неаполя и происходил из знатного рода. Против
воли своих близких родственников он с весьма молодого
возраста примкнул к ордену доминиканцев, обучался в
Кельне и Париже. В 1257 он был назначен профессором
теологии в Париже. Умер, едва достигнув пятидесяти лет, и
был причислен папой к святым.
Его собрание сочинений, изданное в Риме в 1570 году,
включает в себя не менее семидесяти томов.
К его наилучшим трудам относится так называемый
"Сумма теологии" - изложение четырех Евангелий и других
книг Нового и Ветхого Заветов. Затем - подробное изъяснение "Сентенций" Петра Ломбардуса - великого учебника в
школах, объяснение Аристотеля, разработка в пользу католической церкви и против греческой. Однако несмотря на
свою великую ученость и значительное число книг, есть
основание опасаться, что он не знал учения оправдания верою не по делам закона; он на своем предсмертном ложе
проявил познание страха Божьего. Мы Надеемся, что он
принадлежит к малому числу тех, которых Сам Бог избрал
для Себя из схоластиков тех дней, дабы умножить Свою
благодать над ними. Мы радуемся от сознания, что однажды избранный остаток из всех классов, кесарей, королей,
пап, ученых, простолюдинов и неграмотных окружит на
небе престол Божий, славословя безграничную власть Его
благодати!
Бонавентура, родился в Тоскане, в 1243 году; в возрасте
двадцати одного года примкнул к ордену францисканцев.
Он получил свое образование в Париже и с таким успехом,
что ему дали титул "серафимский учитель". Он умер в 1274
году как кардинал - епископ в Албано. Его труды не были
настолько богаты томами и духовно, как у его современника
Фомы Аквинского, однако из них веет более глубокой
праведностью. Дух христианской любви и преданности,
который ощутимо дышит в них, делает эти труды лучшими,
и полезнейшими по сравнению с другими трудами того времени. Когда Бонавентуру спросили незадолго до его смерти,
из какой книги он получил основное свое образование, он
указал на распятие, висящее на стене его комнаты. Обычно
он обращал внимание своих учеников более на Священное
Писание, нежели на постановления францисканцев или
книги своего ордена. Но тогда еще не наступило время,
чтобы через уста ученых могло быть возвещаемо чрезвычайно важное учение об оправдании простой верой в Господа Иисуса Христа. Как теолог Бонавентура примкнул к
классу так называемых мистиков. Он мог бы быть автором
книги "Следование за Христом", того знаменитейшего труда пятнадцатого столетия, написанного Фомой Кемпийским. Никакая иная книга не имела более ложного заглавия. Она начинается и кончается собственным "я". Мистики
занимались исключительно только внутренним восприятием и чувствами собственной души. Исходя из этого, его
путь являлся прямой противоположностью пути Господа и
Учителя Иисуса Христа. Любовь Христова занимается не
сама собою, но другими. Она отдает все, чем владеет, даже
свою собственную жизнь ради спасения своих врагов.
Иоанн Дунс Скотт был так же чрезвычайно знаменитым
учителем. Его рождение и его детство сокрыты мраком
неизвестности. Он умер в 1308 году. По Ваддингтону, он
родился в Дунсе в Шотландии. Он принадлежал к ордену
францисканцев и был "резкомыслящим учителем", его
называли хитроумным доктором. Он имел смелость покуситься на некоторые утверждения св. Фомы, что стало
причиной для распрей между доминиканцами и францисканцами, которые длились сотни лет, привлекли внимание
папы и стали причиной собора; а так же и ныне по этой
причине латинские христиане разделены на два воинствующих лагеря.
Основным пунктом теологического разногласия между
обоими великими учителями были "естество божественного содействия и мера божественной благодати, необходимые для спасения человека" и уже упомянутое нами беспорочное зачатие Девы Марии. Доминиканцы утверждали,
ЧТО святая Дева не была свободна от порока врожденного,
греха, тогда как францисканцы защищали ее беспорочное
рождение.
Вильгельм из Окхама, называемый так по месту рождения
в графстве Суррея, был учеником Дунс Скотта и позднее
стал знаменитым учителем францисканцев. По тогдашнему
обыкновению, ему также дали звучное прозвище. Его называли "единственный-непобедимый учитель". Однако он был
более метафизиком; нежели теологом. Смело выступал он
против надменных притязаний папы во многих делах, особенно в отношении мирской власти и господства. Он отрицал безгрешность и безошибочность папы и соборов и
утверждал, что кесарь не подвластен папе, но, наоборот,
имеет право избирать его. Эти антипапские мнения и учения быстро распространялись по всем направлениям и
через нищенствующих монахов нашли доступ во все классы
и сословия. Устрашаемый церковной анафемой, Вильгельм
нашел себе убежище во французском дворе. "Защити меня
своим мечом, - сказал он французскому королю, - тогда я
защищу тебя Словом Божиим". Он умер под церковной анафемой в 1347 году.
Однако достаточно заниматься учеными-схоластиками и
философами тех дней. Хотя их житие и дела являются
немаловажным звеном в цепи событий между двенадцатым
и шестнадцатым столетиями, все же было бы затруднительным и совершенно бесполезным делом ради нашей
цели заниматься и далее нагромождением их учений и
утверждений. Из этих же немногих примеров мы можем
извлечь нечто полезное для нашего познания, а именно, что
факт полного мрака и замешательства, в коем находилось
человечество, мог явиться результатом деятельности ученых, которые не познали и не уверовали в простейшие
истины Слова Божьего. Одной-единственной цитаты из
Священного Писания "праведный верою жив будет", употребленной Богом через посредство Лютера, было вполне
достаточно, чтобы разогнать мрак средневековья, тогда как
семьдесят томов Фомы Аквинского и все другие бесчисленные творения великих схоластиков служили лишь тому,
чтобы увеличить невежество и путаницу в отношении познания о Боге и Его пути спасения. Самый блистательный
расцвет естественной силы человеческого духа не приводит
ни единого грешника к кресту Христа, к драгоценной Крови, очищающей от всякого греха. Враг душ человеческих
умело воспользовался постоянно возрастающим вниманием
к философии Аристотеля и склонил многих учителей к
мысли, что для них нет ничего лучшего, как подвести учение Христа к созвучию с логическими выводами греческих
философов, чтобы их ученики в философии видели непосредственное учение Христа. В этом заключалось прискорбное дело схоластиков тех дней. Однако мы не сомневаемся
в том, что некоторые смиренные души, не ослепленные хитросплетением утверждений ученых, несмотря на царящий
вокруг мрак, смогли найти путь к истине и спасению.
Истинная Церковь Христова в те времена была едва ли
заметна, за исключением долины Пьемонт, где свет сиял
повсеместно и ясно, несмотря ни на какие стремления мирских и духовных сил погасить его. Сам Бог положил там
основание, и никогда силам ада не удастся победить дело
Его рук! Мы рады вновь обратится к жителям этой провинции - к вальденсам.
Вальденсы
Меч Монфора, костры Арнольда и инквизиция, как помнят читатели, совершили свое чудовищное дело на юге
Франции. Однако никто не был в состоянии уничтожить
корень того, что Иннокентий назвал ересью. Меч мог отсечь
ветви, огонь сжечь их, но корень оставался жив. Дух христианства во все времена оказывался сильнее меча гонителей;
десница, в которой покоится вера, не подвластна потугам
объединенных сил земли и ада. Бессилие и несостоятельность папства проявилось в его кажущемся успехе в Лангедоке. Избежавшие меча альбигойцы оставили свою родину
и рассеялись по всему христианству, везде проповедуя слово
о кресте и со святым возмущением свидетельствуя о мерзостях и растлении, царящих в римской церкви. В различных
частях Франции, Германии, Венгрии и в соседних с ними
странах появилось множество так называемых сектантов.
Папы могли склонить королей к истреблению этих сектантов. Более чем вероятно, что многие преследуемые в это
время взыскали и нашли себе место покоя в мирных долинах Пьемонта. Эти отдаленные и уединенные места предоставляли надежное убежище верным свидетелям Божьим
вплоть до четырнадцатого столетия. Однако чем более сгущался мрак вокруг, тем яснее и светлее разгорался свет,
исходящий от них. Их начали почитать за в высшей степени
опасных, производящих разделение еретиков и стали находить и распространять против них гнуснейшие наговоры и
клевету.
С незапамятных времен западные приальпийские долины были населены христианским народом, который жил
столетия за столетиями без изменений. Клавдий, известный
епископ из Турина, впервые познакомился с ними в девятом
столетии. Постепенно они расселились по обе стороны
готических Альп: во французкой области Дофине и в Пьемонте, итальянской области. Никогда они не признавали,
как мы уже видели, правомерность судейства римского
папы, постоянно составляя живую ветвь апостольской
Церкви. Однако наступало время, когда их мирные жилища
будут опустошены чудовищными римлянами и их вера
будет испытана мечом и кострами. С конца четырнадцатого
столетия до новейших времен их история составляет почти
непрерывную цепь кровавых войн за свое выживание. Лишь
изредка наступали паузы покоя. Хотя общины в долинах
часто ставились под сомнение, все же, несмотря ни на какие
преследования и гонения их не могли истребить. Подобно
терновому кусту, они горели не сгорая. Сила их, однако,
заключалась не в недоступности из-за гор, но в истине
живого Бога.
Преследование вальденсов
В 1380 году один монах, по имени Франц Борелли, был
уполномочен папой Клеменсом Седьмым выследить еретиков в долине Пьемонт. Как только этот монах получил папское задание, он начал проходить по собраниям фрайзинирцев и аргентинцев. За промежуток времени примерно в
тринадцать лет было сожжено сто пятьдесят вальденсов в
Гренобле, восемьдесят нашли смерть в пламени в окрестностях фрайзинирцев. Был издан указ, по которому из имущества осужденных на смерть половина должна быть отдана
инквизитору, другая половина - мирскому правителю. Теперь
было двойное основание преследовать еретиков. Алчность,
ненависть к вере и злоба объединились для ожесточенной
борьбы против невинных мирных горных жителей. Однако
множество сожженных еретиков не могли удовлетворить
аппетит Рима, ненасытно жаждущего крови святых Божьих.
Зимой 1400 года вспыхнул огонь гонения, начиная с Дофине до итальянской долины Прагелы. Несчастные жители
долины при приближении крестоносных судей бежали
через Альпы. Однако суровый мороз, который свирепствовал в это время в горах, для большинства избежавших меча
своих убийц был роковым. Особенно от свирепости непогоды и непривычной тяжести пути страдали женщины и дети.
При таких обстоятельствах сто восемьдесят грудных младенцев застыли на руках матерей от голода и холода. Много
истощенных женщин и детей более старшего возраста
нашли такую же смерть. Неизвестно, сколько людей испустили свой дух в то время от тиранской чудовищности
Рима! Один Бог знает их число и их имена. В 1460 году разгорелось жестокое гонение в долине фрайзинирцев. В этот
раз во главе преследования выступил другой монах из ордена францисканцев, который был наделен со стороны архиепископа из Эмбруна большими полномочиями. В Пьемонте
архиепископ из Турина прилагал многие усилия, чтобы дать
зеленую дорогу для преследования и истребления вальденсов. Обвинения, которые он выдвигал против них, состояли
в том, что они не приносят жертв для усопших, пренебрегают мессой и индульгенциями и абсолютно не заботятся об
освобождении своих родственников из чистилища. Однако
князья Пьемонта, которые одновременно были герцогами
Савойи, не проявляли никакого стремления уничтожать
своих подчиненных, о честности, усердии и миролюбии
которых они знали не понаслышке. Но священники не
оставляли ни малейшей возможности для достижения
своих гнусных целей. Что только может измыслить злоба,
ненависть и ложь - все было использовано для того, чтобы
оклеветать праведных вальденсов. Наконец, мирское правительство уступило. Адское воинство получило свободу
досыта напиться крови праведных. В 1486 году было вручено знаменательное послание папы Иннокентия Восьмого
известному Альберту ди Капитанайсу, архидьякону из Кремоны, по которому ему разрешалось сеять смерть и разорение в оскверненных ересью долинах. Восемнадцатитысячное воинство было собрано и послано на истребление
предгорных еретиков. Доведенные до отчаяния Вальденсы
поднялись на борьбу. Своеобразие ландшафта их родины
давало им возможность успешно сопротивляться превосходящим по количеству и по вооружению войскам врагов, так
как они знали свою местность и умело использовали это в
свою пользу.
Знаменателен тот факт, что и в Пьемонте нашлась такая
женщина, как Ирина и Феодора, взявшая бразды правления
вместо своего несовершеннолетнего сына, которая, как дочь
Иезавели, издала приказ о преследовании истинных исповедателей Христа. Вальденсы никогда ранее не были преследуемы мирскими правителями. Сначала стремились
возвратить мятежников в лоно единственно спасительной
церкви. Когда просьбы, увещевания и угрозы оказались бесплодными, тогда обратились к более серьезным средствам.
Но все было тщетно. Ни один из них не отрекся от своей
веры и не кинулся, как блудный сын, каясь, в объятия римской церкви. Ярость и озлобление духовенства достигли
высшей степени. Подобно диким зверям, рыскали они по
жилищам мужественных свидетелей Иисусовых; вскоре
долины обагрились кровью мужчин, женщин и детей. Однако Господь с жалостью и состраданием смотрел на Свое
страдающее стадо. К браздам правления встали сыновья той
кровожадной женщины, и они управляли гораздо мягче,
чем их жестокая мать, они издали более мягкие постановления. Они рассматривали вальденсов не как еретиков, но как
религиозных фанатиков, с которыми нужно обращаться
снисходительно ради их поданнической верности и многих
других хороших качеств. Они также вспомнили о некоторых привилегиях, которые уже долгое время как были
предоставлены вальденсам.
Миссионеры вальденсов
Многие Вальденсы покинули свою родину в конце четырнадцатого столетия и поплыли к берегам Швейцарии, Моравии, Богемии, в различные части Германии и, возможно,
даже Англии. С двойной целью: распространять неповрежденные истины Евангелия, а также подыскать мирные
места для своих жилищ. Большая часть этих переселенцев
осела в 1370 году в Калабрии. Миролюбивый нрав, усердное
трудолюбие и нравственная чистота, которые были неотъемлемой отличительной чертой новых пришельцев весьма
скоро завоевали благосклонность правителей земли, а
также и простых соседей. Владельцы земель видели умножение богатства и плодородия их владений под руками этих
новых усердных колонистов и предоставляли им некоторые
преимущества.
Им разрешалось вызывать из предгорий Альп из материнских общин пасторов и учителей и создавать для своих
детей свои школы. Для папства казалось невозможным спокойно взирать на то, как их врагам живется хорошо.
Священники начали роптать и обвинять пришельцев перед
их правителями, что они не подчиняются обычаям римской
церкви и должны быть рассматриваемы как злейшие еретики. Правители однако все же не слушались предъявляемых
им требований со стороны духовенства. "Люди эти честны, - отвечали они, - их воздержание и трудолюбие, их смиренное и скромное поведение известно всем. Кто слышал из
их уст богохульные речи? Они пунктуально и точно платят
дань. Ради чего мы должны преследовать их?" Так Господь
употребил сильных мира сего, пекущихся о своей выгоде,
Для защиты Его последователей. Почти двести лет жили
они в относительном спокойствии на пажитях Калабрии
недалеко от Рима, благоденствуя и умножаясь. Но непогода,
долгое время надвигающаяся на калабрийские и апулийские земли, разразилась со страшной силой.
Траурный 1560 год
В 1560 году папа Пий Четвертый с великой ревностью
начал усердствовать об искоренении ереси, которая пустила
глубокие корни в Пьемонте и во многих других частях Италии. Все земли, оскверненные еретиками, были заключены
под папской интердикт. Был проповедан крестовый поход,
повсеместно принимались всеобъемлющие приготовления
для полнейшего искоренения ненавистных еретиков. Испанский вице-король из Неаполя сам лично встал во главе
войска и в сопровождении инквизиторов и определенного
числа монахов направился в пределы Калабрии, где жили
Вальденсы. Герцог из Савойи Иммануил Филиберт возглавил
вооруженные силы в пределах Пьемонта; король Франции
двинулся в Дофине. Когда Вальденсы таким образом были
окружены со всех сторон, им было приказано изгнать своих
проповедников и учителей, отказаться от исполнения своего
богослужения и начать исполнять мессу по римским обычаям. В ответ был получен решительный отказ. Непосредственно после этого появились приказы хватать еретиков,
отбирать их имущество, а их самих предавать смерти. Таким
образом, был обнажен беспощадный меч разъяренных религиозных гонений, и он возвратился в свои ножны через
целое столетие. Два подразделения солдат под предводительством папских представителей разбрелись по мирным
злачным долинам Калабрии, грабя, сжигая, убивая до тех
пор, пока дело истребления не было закончено. Несчастные
жители молили пощады за своих жен и детей, обещая покинуть эту землю и никогда в нее не возвращаться. Однако
инквизиторы и монахи не имели ни малейшего сострадания.
Над. верными последователями Христа совершались неслыханные жестокости, позорнее которых ничего не могло
быть, начиная со времени языческих преследований. Кровь
не переставала литься до тех пор, пока последний протестант не исчез из Южной Италии. Один из выдающихся проповедников вальденсов Людвиг Пасхалис, который утверждал, что папа есть антихрист, был доставлен в Рим и там в
присутствии папы заживо сожжен. Папа намеревался насытить свои глаза горящим еретиком, но преданность и
страдания великого вальденса вызвали громкие возгласы
изумления и сострадания среди присутствовавших.
В долинах Пьемонта и Дофине в то же самое время сотни
вальденсов вкусили мученическую смерть на эшафоте и на
кострах. Толпы разбойников нападали на мирные селения и
под именем судебных служащих грабили беспомощных
жителей, заточали их в темницы, пока те не наполнялись
жертвами на заклание. Вскоре долины опустели от своих
жителей: женщины и дети, больные и старые сбежали на
вершины гор или скрылись в ущельях и лесах, тогда как
мужчины взялись за оружие. Кто только был способен
взяться за оружие, спешил в места сборов и воодушевленно
становился в ряды защитников. Мужественным вальденсам,
сражающимся отчаянно и знающим до мельчайших подробностей ландшафты долин и гор, удалось нанести
большой ущерб герцогским войскам. Началась так называемая партизанская война. Герцог, удивленный таким
энергичным сопротивлением весьма миролюбивых ранее
жителей предгорья, отступил со своими солдатами. Наступила пауза покоя, но она длилась недолго. Наш читатель
может представить себе картину, каким жесточайшим преследованиям и гонениям подвергались Вальденсы из приводимых нами перечисленных годов и периодов. Так, 1565,
1573, 1581, 1583 и 1592-1594 годы были годами жесточайших религиозной и гражданской войн. Однако никогда так
ярко не выставлялось на свет величие истины и невинности,
как во времена этих штормов гонения, что свирепствовали в
течение данного столетия с небольшими паузами. Между
тем, ярость преследования, казалось, лишь увеличивала
масштабы силы преследуемых. Несмотря на то, что они
были отданы во власть меча безжалостных убийц, беззаконию разбоя и грабежа, пыткам, холоду и голоду, их
решимость подвизаться за истину ни на одно мгновение не
пошатнулась. Всякое мучение, которое только могла измыслить человеческая жестокость, испробовало на них свою
ярость, но безуспешно: ничто не могло поколебать их веру,
ничто не могло сразить их мужество. В защите своих
человеческих прав, в сохранении истины и в противоборстве против эдикта истребления, по которому опустошались
их жилища, обагрялись кровью их алтари, Вальденсы оказывали такую силу упования на Бога, подобной которой в
встории не сыскать.
Далее: Глава 2-3
Джонн Виклиф. Англия и папство. Виклиф и монахи. Виклиф и мирское правительство. Виклиф в Авиньоне. Виклиф объявляется закоренелым еретиком. Виклиф и папские буллы. Виклиф и Библия. Переводы Библии по частям. Размышления о жизни Виклифа. Лолларды. Закон о сжигании еретиков. Конституция Арунделя. Допрос лорда Кобама. Мученическая смерть Кобама.
Назад: Глава 2-1
Падение папской власти. Завоевание и утрата Дамиеты. Грегор Девятый и Фридрих Второй. Фридрих под анафемой. Управляющая всем десница Божья. Бонифаций Восьмой и Филипп Прекрасный (1295-1303). Унижение папы. Папа в Авиньоне.
Оглавление
©
http://www.gbv-dillenburg.org
:: Издательство GBV (Благая весть), Германия
Распространение материалов без разрешения издательства запрещено
©
www.christ-pages.narod.ru
:: "Христианские страницы"
| |
|
|