|
|
|
"Размышление о втором пришествии Иисуса Христа"
7. Остаток Израиля
В Евангелии от Матфея 24,1-44 содержатся глубокие и всеобъемлющие речи, которые в чудном ходе событий раскрывают судьбу Израильского остатка, историю христианства и суд над народами. Изучив в свете Писания последние события, обратимся теперь к остатку Израиля и к истории церкви в её истинном и ложном положении.
Чтобы понять это место Священного Писания, нам надо мысленно перенестись в положение тех личностей и в те времена, к которым были обращены слова нашего Господа. Попытка понять эту беседу в свете Послания к Ефесянам, приведёт в заблуждение и лишит это место Священного Писания его первоначального наставления и поучения. Здесь ничего не говорится о Церкви Божьей, о Теле Христовом; оно не содержит также никаких откровений, которые не соответствовали бы духу времени. Вступление Церкви Божьей на сцену истории, которое было ещё сокрыто в Боге, совсем не соответствовало бы духу времени. Эта восхитительная истина не могла быть открыта до тех пор, пока Иисус Христос не был отвергнут как Мессия, пока Он не занял Своего места одесную Бога-Отца, и пока Дух Святой не был послан на землю, чтобы Своим присутствием создать из иудеев и язычников одно Тело. Об этом в Мтф. 24 главе ничего не сказано. Здесь мы стоим на иудейской почве и окружены иудейскими обстоятельствами и влиянием. Описание событий, как и обороты речи, чисто иудейские. Если бы мы захотели это место Священного Писания применить к Церкви Божьей, то мы совершенно не поняли бы и недооценили того, что наш Господь хотел сказать здесь, и извратили бы настоящее положение Церкви.
Чем обстоятельнее мы исследуем Писание, тем яснее мы познаём, что личности, о которых здесь идёт речь, представляют иудейскую точку зрения. Будем иметь в виду и тех, которые будут стоять на этой почве и после вознесения Церкви.
Рассмотрим это место Писания ближе. В конце предыдущей главы наш Господь обращается к вождям народа израильского с вескими и серьёзными словами. "Дополняйте же меру отцов ваших. Змии, порождения ехиднины! Как убежите вы от осуждения в геенну? Посему, вот, Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьёте и распнёте, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город; да придёт на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником. Истинно говорю вам, что всё сие придёт на род сей. Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст. Ибо сказываю вам: не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: "благословен Грядый во имя Господне". Мтф. 23,32-39.
Такими словами заканчивается свидетельство Мессии к мятежному народу - Израилю. Никакие старания любви (божественной любви) не остались неиспробованными, но всё напрасно. Бог посылал к ним пророков - их побивали камнями. Один за другим приходили к ним вестники Божьи и увещевали их, просили и предупреждали, но всё было безуспешно. Строгие и веские слова этих вестников наталкивались на глухую стену и ожесточенные сердца. Единственным их ответом на эти слова были поругание, побивание камнями и смерть. Наконец был послан к ним Сын Божий с трогательными словами: "Пошлю Сына Моего возлюбленного; может быть, увидевши Его, постыдятся". Лк. 20,13. Постыдились ли они? Убоялись ли Сына Его? Ах, нет! Они увидели Его, и не было в Нём ни вида, ни величия, которые бы привлекли их к Нему. Ис. 53,2. Сердце дочери Сиона не было расположено к Царю. Виноградник находился во владении неверных виноградарей, которые хотели завладеть им.
"Но виноградари, увидев Сына, сказали друг другу: это наследник; пойдём, убьём Его и завладеем наследством Его". Мтф. 21,38.
Таково было нравственное состояние Израиля, в связи с которым и произнёс наш Господь вышеприведённые, необыкновенно строгие слова. "И вышед Иисус шёл от храма". Мтф. 24,1. Нам известно, как медленно и выжидающе Он покидал храм, ибо (да прославится имя Его!) как скоро Он оставит место благодати и займёт место суда, Его шаги неторопливые и степенные, как свидетельствует нам об этом пророк Иезекииль. "И отошла слава Господня от порога Дома и стала над херувимами. И подняли херувимы крылья свои, и поднялись в глазах моих от земли; когда они уходили, то и колёса подле них; и встали у входа в восточные врата Дома Господня, и слава Бога Израилева вверху над ними". Иез. 10,18-19. "Тогда херувимы подняли крылья свои, и колёса подле них; и слава Бога Иэраилева вверху над ними. И поднялась слава Господа из среды города и остановилась над горою, которая на восток от города". Иез. 11,22-23.
Так оставила слава Бога Израилева храм Божий в Иерусалиме, неторопливыми полными достоинства шагами. Иегова, Господь оставался ещё продолжительное время поблизости этого места, а потом неохотно удалился Он.*
* Какой контраст в этом нерешительном удалении по сравнению с добровольным поселением в Скинию собрания /Исх. 40 гл./, так же как и в храм /2 Пар. 7 гл./. Едва был законен храм, как Господь сошёл, чтобы наполнить его своею Славой. Как Он был готов быстро поселиться в храме, так Он медленно покидал его. И не только это, но прежде того, как книга пророка Иезекииля делает вывод, мы видим, возвращающуюся славу Божию и "Иегова Шаммах", что значит: Иегова стоит там же с неизгладимыми словами, начертанными на вратах города и ничто не может переменить любовь Божию. Если Он любит, то Он любит до конца. Он "вчера и сегодня и во веки Тот же".
Он пришёл в любвеобильной поспешности, чтобы пребывать всем сердем и всею душею со Своим народом и поселиться в Храм, в Церковь. Но, однако, её грехи и преступления заставили Его оставить её опять. Он охотно остался бы, но это было невозможно. И всё-таки то, как Он удалился, показывает что Он делает это неохотно, Он ушёл неохотно. Не так ли было и с Мессией в Мтф. 23 гл.? Об этом свидетельствуют Его прощальные беседы. "Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!" Мтф. 23,37. Здесь кроется глубокая тайна. "Я хотел" - это сердце Божье. "Вы не захотели" - это седрце Израиля. Подобно славе Божьей во дни пророка Иезекииля, так и Он должен был расстаться со Своим народом, все же не без того (да будет прославлено имя Господа!), чтобы не сказать ни одного слова, послужившего основанием надежды на славную будущность, а именно, что слава Божья возвратится, и дочь Сиона примет своего Царя с ликованием: "Благословен, Грядый во имя Господа!"
Но до наступления этого славного дня история Израиля полна мрачными событиями: моральный упадок, отступление. То, чему вожди народа старались помешать, чрез отвержение Иисуса Христа, то и пришло на них с ужасными последствиями. "Придут римляне, - говорили они, - и завладеют местом сим и народом сим". Ах, их место и их нация уже были покорены римлянами, и многозначительный уход Иисуса Христа /Мтф. 24 гл./ был только приговором опустошения над всей иудейской системой. "И вышед, Иисус шёл от храма".
Их положение и состояние было безнадёжными. Всё было потеряно. Долгий период, полный мрака и печали, должен был придти на эту ослепленную нацию - период, который достигнет своего апогея в "Великой скорби" и в годину окончательного искушения.
Но как во дни пророка Иезекииля были немногие люди, болеющие душою и вздыхающие о грехах и скорби народа! Это был остаток богобоязненных и благочестивых, которые последовали за отверженным Мессией. Они питали в своих душах надежду на искупление и восстановление Израиля. Конечно, их представления были неясными и их помышления полны путаницы, но тем не менее в сердцах, затронутых Благодатью, жила надежда и вера в Мессию. Они были преисполнены надеждой благословенного будущего Израиля.
В высшей мере важно иметь в виду и считаться с положением этого остатка и хорошо знать, что наш Господь Иисус Христос, в одной из Своих бесед на Елеонской горе, имел дело только с этим остатком Израиля.
Предположение, что люди, к которым обращена эта речь, стояли на христианской почве, было бы предательством правильного понимания христианства, и в тоже время - отречением от того остатка, существование которого достоверно признаётся в Псалмах, в пророках и даже в Новом Завете. Был, и сегодня ещё сохранился, "остаток по избранию Благодати". Рим. 11,5. Мы отказываемся цитировать и объяснять все места Священного Писания, которые содержат историю и скорби, опыты и переживания этого остатка, потому что мы должны были бы написать целую книгу об этом, но мы искренно желаем, чтобы читатель познал этот остаток в небольшой группе учеников на Елеонской горе с Господом. Чтобы читатель познал этот остаток благочестивых, ибо мы уверены, что, если это познание отсутствует, то теряется истинная цель, истинное значение и применение этой важной беседы. "И выйдя, Иисус шёл от храма; и приступили ученики Его, чтобы показать Ему здание храма. Иисус же сказал им: видите ли всё это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; всё будет разрушено. Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века?" Мтф. 24,1-3.
Безусловно ученики были заняты земными делами и ожиданиями - храмом и его окружением. Мы не должны терять этого из виду, если мы хотим правильно понять вопросы учеников и ответы им нашего Господа. До этого их мысли не шли дальше земного. Они ожидали восстановления царства Израилева, прославления Мессии, исполнения обетовании, данных отцам.
Они ещё не постигли важного факта с его последствиями, что Мессия "будет предан смерти". Дан 9,26. Конечно, Господь старался, время от времени, приготовлять их дух к этим важным событиям. Он добросовестно предупреждал их в виду густых теней, спускающихся на Его земной путь.
Он сказал им, что Сын Человеческий будет предан язычникам, будет поруган. Его будут бичевать, и Он будет распят, но они не поняли Его. Такие беседы остались для них закрытыми, резкими и непонятными, и их сердца приковывались постоянно к надежде национального возрождения и благословения народа. Они чаяли узреть восход звезды Иакова, и их сердца были преисполнены надеждой на восстановление царства Израилева. Они ничего не поняли из того, что должно произойти из отвержения ими Мессии и Его смерти, да и как они могли это, вообще, понять? Конечно, Иисус Христос говорил о создании Церкви, но они не поняли сущности и преимуществ Церкви, ни её призвания, ни её положения, ни её надежды. Им и на мысль не приходила такая идея: одно Тело, составленное Духом Святым из иудеев и язычников с живой, прославленной Главой на небесах.
Разделяющая стена существовала ещё, и один из их среды, даже один из передовых, должен был преодолеть большие трудности. Для этого потребовалось немалое время, чтобы уразуметь, что и язычников будут принимать в Царство Небесное.
Всё это надо учитывать, если мы хотим правильно понять ответ Господа относительно Его явления и завершения ветхозаветной эпохи. В ответе Господа Своим ученикам не упоминается ни одним словом о Церкви как таковой до 14-го стиха, где Он говорит о кончине века. Иисус Христос делает краткий обзор событий, которые произойдут с народами. "Берегитесь, - говорит Он, - чтобы кто не прельстил вас".
"Иисус сказал им в ответ: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас; ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: "я Христос", и многих прельстят. Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть. Но это ещё не конец: ибо восстанет народ на народ, и царство на царство, и будут глады, моры и землетрясения по местам; всё же это начало болезней. Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Моё. И тогда соблазнятся многие; и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга; и многие лжепророки восстанут и прельстят многих; и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь; претерпевший же до конца спасётся. И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придёт конец". Мтф. 24,4-14.
Это описание целого периода времени, начиная с того момента, когда наш Господь отвечал Своим ученикам и до конца века. Но мы не должны терять из виду, что в этом периоде времени находится не отмеченный промежуток времени, во время которого раскрывается великая тайна, относящаяся к Церкви Христовой. Эта тайна была ещё "сокрыта в Боге" и не могла быть открытой до утверждения Израилем Мессии, Его взятия с земли и Его принятия в небесную славу.
Эта беседа Иисуса Христа с учениками исполнилась бы полностью, если бы никогда и ничего не было сказано о Церкви, ибо (не забудем этого!) Церковь не является частъю путей Божьих с Израилем и с миром сим. И, что касается намёка о проповеди Евангелия Царства в 14 стихе, то мы не должны ставить это Евангелие на один уровень с "Евангелием славы благодати Божьей", которое было проповедано апостолом Павлом.
Евангелие названо "Евангелием Царства" и это Евангелие не будет проповедано для созидания Церкви, но "во свидетельство всем народам". Мы не должны смешивать одно с другим, потому что Бог в Своей бесконечной премудрости так ясно и очевидно разделил. Церковь не должна быть перепутана с Царством и также Евангелие благодати с Евангелием Царства. Если мы не обратим на это должного внимания, то мы не поймём ни того, ни другого. Мтф. 24 глава доступна только тому, кто не теряет из виду промежуточное время, необозначенный перерыв, в которое вставлена великая тайна о Церкви.
Продолжим разбор речи /беседы/ нашего Господа. В ней мы видим ссылку и намёк на пророка Даниила, что было известно каждому верующему иудею. "Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную чрез пророка Даниила, стоящую на святом месте, - читающий да разумеет, - тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; и кто на кровле, тот да не сходит взять что-либо из дома своего; и кто на поле, тот да не обращается назад взять одежды свои. Горе же беременным и питающим сосцами в те дни! Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою, или в субботу; ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет". Мтф. 24,15-21. Это высказывание многозначительно. Ссылка на пророка Даниила 11 глава применима к этим событиям вне всякого сомнения. Она доказывает, что это место Священного Писания не относится к осаде Иерусалима полководцем Титом, ибо мы читаем в Дан. 12 главе: "Но спасутся в это время из народа твоего все, которые будут найдены записанными в книге". Дан. 12,1. Мы же знаем, что не весь народ, при осаде Титом Иерусалима, был спасён и, следовательно, то место может быть примененным только к концу века.
Арена действий - Иерусалим. В этой речи действующие лица - верующие иудеи - благочестивый остаток в великой скорби, когда Церковь будет уже восхищена от земли. И кто может допустить такое мнение, что наставляемые здесь люди стояли на почве Церкви? Какое значение имел бы тогда намёк на зиму и на субботу?
И дальше: "Тогда, если кто скажет вам: "вот здесь Христос", или "там", - не верьте; итак, если скажут вам: "вот, Он в пустыне", - не выходите; "вот, Он в потаённых комнатах", - не верьте". Мтф. 24,23.26.
Как могут эти слова быть применимы к людям, которые научены и наставлены ожидать Сына Божьего с небес и, которые знают, что, прежде нежели Он вернётся на землю, они будут восхищены навстречу Ему на облаках и войдут с Ним в Отчий дом? Может ли христианин, которому хорошо известна его неземная надежда, быть обманутым словами: "Вот, здесь Христос", или: "вот, Он в пустыне"; "вот, Он в потаённых комнатах"? Это невозможно! Христиане ожидают Жениха с небес, и они хорошо знают, что это немыслимо, чтобы Иисус Христос вернулся на землю без Своих - без Своей Невесты.
Так простая истина упорядочивает всё. От нас зависит только принять её. Самый слабый верующий знает хорошо, что его Господь не явится ему как сверкающая молния, но как восходящая сияющая утренняя звезда, и поэтому он знает, что Мтф. 24 глава не применима к Церкви. Христианин может изучать с интересом и пользой для себя написанное в этой главе, как и все другие пророческие Писания. Интерес и польза могут возрастать в такой мере, в какой мере он разумеет такие места Священного Писания правильно применять.
К сожалению, мы должны отказаться ещё больше углубиться в достойную восхищения беседу нашего Господа. Чем сознательнее будет исследована каждая строка и чем тщательнее каждое обстоятельство, тем более это просветит нас, и мы увидим, что действующие здесь лица не находятся на христианской почве. Здесь всё земное и иудейское - не небесное и не христианское. Наставление предназначено тем, которые позднее будут находиться в таком положении. Бесспорно, что это место Священного Писания относится ко времени между восхищением святьх и явлением Сына Человеческого. Мтф. 24,15-42. Возможно что кто-нибудь усмотрит трудность в словах: "Не прейдет род сей, как всё это будет". Мтф. 24,34. Примечательно то, что слово "род" /поколение/ употребляется в Священном Писании постоянно в нравственном смысле. Оно не ограничивается определенным количеством личностей, живших в то время, но оно распространяется на всё поколение. Здесь это слово применяется к иудейскому роду-поколению. Порядок слов таков, что вопрос времени остаётся открытым, чтобы верующий всегда был готов к пришествию Господа.
В Священном Писании мы не находим ничего такого, что могло бы стоять между постоянным ожиданием этого великого события. Наоборот, каждая притча, каждый образ, каждый намёк выражены так, что каждый верующий имеет справедливое обоснование ожидать пришествия Господа ещё при его земной жизни. Места достаточно для продолжения времени по долготерпению и благодати Господа нашего Спасителя и Бога.
Далее: 8. Христианство
Назад: 6. Суд
Оглавление
©
www.christ-pages.narod.ru
:: "Христианские страницы"
| |
|
|