|
|
|
"Посаженный при потоках вод"
Глава 3. На пути веры
Вера и хождение по вере
(послание Евреям 11-ая глава)
Двоякое положение
Невозможно отрицать, что в мире есть чувство, которое полно жизни и оно во все времена вызывало открытую ненависть и протест со стороны людей. Это вера. Так было со времен Авеля и до сегодняшнего дня. "Обычай мира сего" избрал свой собственный путь. Но в нем есть противоположное движение, которое вызывает враждебность и неодобрение мира. Так обстоит дело в том месте, где мы живем, и так было также в том месте, где жили Каин и Авель. Так было во все времена и во всех странах. Повсюду верующий народ был предметом ненависти людей. Но Бог признает этот народ.
Бог не вмешивается
"Другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин..." (Евр. 11,36-38). Здесь Бог показывает нам историю верующих с Его точки зрения. Он не становится между ними и миром. Он оставляет их в нужде, скорби, озлоблении. Он не занимается миром, и мир идет своим путем. Так будет не всегда, но ныне дело обстоит именно так. "Не скоро совершается суд над худыми делами; от этого и не страшится сердце сынов человеческих делать зло" (Еккл. 8,11). Они поступают по своим собственным мыслям, "по обычаю мира сего, по [воле] князя, господствующего в воздухе.." (Еф. 2,2).
Этот мир - не мир Бога. Он отказался от Бога и Бог не признает его. Он, по-видимому, пассивно наблюдает, как Его собственные дети, которых Он, правда, признает, вынуждены жить в скорби и озлоблении. Так, к ангелу собрания в Смирне звучит призыв: "Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять" (Откр. 2,10). Почему так? Разве Бог не мог вмешаться? "Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни" - есть надежда в другом месте.
Когда человек желает ходить с Богом, он должен ходить по вере. Он ходит среди мира, в котором Бог не признается и в который Бог не вмешивается, - среди мира, который созревает для суда. Бог имеет свидетельство в нем, и в той мере, в какой мы верны этому свидетельству, князь этого мира будет преследовать нас. "Но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как захотели; так и Сын Человеческий пострадает от них" (Матф. 17,12). Таков характер "обычая мира сего". Бог может направлять и управлять через скрытое провидение, но сущность мира остается такой же. Вера имеет свое собственное свидетельство и сохраняет его, думая о том, что Бог не одобряет мир и однажды привлечет его к ответу: "Благодарим Тебя, Господи Боже Вседержитель, Который еси и был и грядешь, что Ты принял силу Твою великую и воцарился. И рассвирепели язычники; и пришел гнев Твой и время судить мертвых и дать возмездие рабам Твоим, пророкам и святым и боящимся имени Твоего, малым и великим, и погубить губивших землю" (Откр. 11,17-18). До тех пор христианин должен жить верой в "невидимое".
Особое положение евреев
Такое положение вещей было испытанием, в особенности для евреев. Их религия была связана с видимым. У них была религия, которой они руководствовались. У них был видимый храм, различные жертвы, священство и т. д. Даже жили они в ожидании увидеть Мессию (но когда они затем на самом деле увидели Его, то возненавидели и убили Его, а Он был принят на небе). Но те евреи, которые стали христианами, потеряли все, что у них было, и не обрели ничего (по меньшей мере ничего из того, на что могла бы опереться плоть). Потому они постоянно остерегались Мессии, который не мог быть увиден, чтобы обратиться к видимому.
Верить Слову Бога и полагаться на Бога
Апостол обобщает опыт верующих и дает понять, что в ходе всей истории каждый "свидетельствовавший" получил свидетельство только через веру.
Люди считают нас глупцами (чтобы дать определение глупости, можно представить себе человека, который действует с великим упорством, устремив взор на предмет, которого никто не видит и в существование которого никто не верит). Авторитетом для верующего является Слово Бога, Библия. С того момента, как он начинает действовать, устремив свой взор на видимый предмет, он перестает ходить как христианин. В этом смысле Христос жил жизнью веры.
В Евр. 11-ой главе нам показана жизнь по вере, а не спасение или мир, который обретается верой (только Авель в определенной мере составляет исключение). Вера рассматривается здесь как сила, с которою ходили эти святые.
Вера характеризуется двумя вещами: во-первых, мир и во-вторых, также сила для хождения. Когда я говорю о вере, то я понимаю под верою свидетельство: какой-либо человек говорит мне что-то, и я верю этому человеку. Но я могу испытывать веру к этому человеку также другим образом: я могу возлагать на него надежду, уповать на него. Мы часто путаем эти две вещи. Есть свидетельство Бога, что я должен верить, и упование на Бога, которое заставляет меня жить соответственно этому.
У Авраама обнаружилось и то и другое: Бог призвал его, показал ему звезды на небе и сказал: "Столько будет у тебя потомков", и Авраам "поверил Господу" (Быт. 15,5-6). В принесении же в жертву Исаака речь идет не о принятии свидетельства, а о том, чтобы повиноваться Богу "верою" (Евр. 11,17).
Обратите в этой главе внимание на последовательность, в которой представлены связанные с верой истины. Верой претворять невидимое и познавать, что веки подготовлены Словом Бога (стихи 1-3). Верой невидимое становится действительным и близким, как если бы оно действительно стояло перед нашими глазами, и даже более этого, если видимое приносит разочарования, то в том, что Дух сообщает сердцу, никогда нельзя разочароваться. Верой мы познаем, что веки готовятся Словом Бога (стих 3). На основании закланного агнца приблизиться верой К Богу (стих 4).
Затем упоминается бесподобное основание, на котором падшее творение может приблизиться к Богу. Давайте рассмотрим, о чем говорит жертва Авеля и чем она отличается от жертвы Каина.
Каин принес в дар Богу плоды своих трудов. Кто поступает так, тот не лишен религии: он жертвует Богу и поклоняется Ему. И, однако, Каин был полностью отвергнут. Его служение Богу основывалось на том, что верой не является. Как грешник, он приближался к Богу так, как если бы все было в порядке в отношениях между ним и Богом. Так и сегодня есть много людей, которые, как Каин, думают, что они могут служить Богу и прославлять Его.
А что принес Каин в дар? Плоды земли, которые носили печать проклятия! Бог сказал: "Проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб" (Быт.3,17-19). Вот до чего доходит человек, который воображает, что он может исполнить свой долг по отношению к Богу, как обычно говорят. Он совершенно не замечает своего действительного состояния перед Ним.
Авель поступил совсем иначе. Он принес в дар закланного агнца: он приблизился к Богу посредством смерти (при помощи примирения Христа). Он поставил между Богом и самим собой свидетельство жертвы, которая была предусмотрена для этой цели, и принес ее верой. Задолго до исполнения дела Господа Иисуса было уже возвещено, что это произойдет. Это было так, как если бы должнику в тюрьме сказали: "Твои долги будут заплачены". То, что мы знаем теперь как совершившийся факт, тогда было еще предметом надежды.
В Рим.3,25-26 мы читаем: "Которого Бог предложил в жертву умилостивления в крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, сделанных прежде, во время долготерпения Божия, к показанию правды Его в настоящее время, да явится Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса". Теперь мы больше не смотрим вперед, на будущую жертву. Я имею не обещание, что смогу покинуть темницу, я уже на воле. У нас есть свидетельство, что вопрос греха решен и что Святой Дух является печатью этого свидетельства. Он не может дать мне никакого другого свидетельства, кроме того, что все свершилось, долг заплачен, дверь открылась и дело закончено.
В 1 Петр. 1,11 говорится о двух истинах: "Христовых страданиях и последовавшей за ними славой". Верующие Ветхого Завета еще ожидали того и другого, мы же находимся между тем и другим: "Христовы страдания" позади нас и мы ждем "славы". В промежуток между ними на землю был послан Святой Дух, чтобы свидетельствовать о совершенном искуплении. Оно не является для меня предметом упования, я не жду, что мои грехи будут искуплены, они уже искуплены. Вот та основа, на которую мы опираемся.
Бог обрел покой в деле своего Сына, которое Он принял, и я также нахожу в нем мир.
В силе новой жизни верой ходить с Богом (стихи 5 и 6)
Теперь нам показано хождение Еноха, которое представляет собой нечто иное. Вера говорит мне не только то, что теперь я могу приблизиться к Богу, но также то, что смерть полностью преодолена. Все наше, и смерть тоже. Для нас она больше не является "царем ужасов". Мы - Христовы, а Христос - Божий (1 Кор. 3,22-23).
У Еноха мы видим хождение с Богом, власть жизни с Богом, а именно такую власть, что смерть больше не может господствовать. Нам принадлежит также жизнь Сына Бога, а не только Его смерть. Существует не только драгоценная истина совершенного жертвоприношения, чтобы дать мир душе, но также и то, что вся власть смерти в руках сатаны уничтожена. Бог еще позволяет ему делать возможное для него зло. То, что он мог совершить как "князь мира сего", должен был претерпеть Сын Бога, Он сокрушил его.
Как чудесны результаты этой победы! "Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня" (Гал.2,20). "Итак мы всегда благодушествуем; и как знаем, что, водворяясь в теле, мы устранены от Господа... желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа" (2 Кор.5,6.8). То, чего я жду, - не "совлечься", а "облечься". Но если я умираю, то жизнь, которой я обладаю, остается невредимой. Тогда я "водворяюсь" у Господа.
Здесь упоминаются две истины, которые включает в себя вера: во-первых, кровь искупления, которой был уничтожен грех, и, во-вторых, также власть жизни, которая дает нам силу к хождению не только как народу Бога, а как единым с Богом. Мы составляем одно целое с живым Христом, поскольку мы также спаслись смертью Христа.
Верой осудить мир (стих 7)
Ни у Авеля, ни у Еноха не было речи об "осуждении мира". Бог "засвидетельствовал о дарах" одного, а другой "ходил с Богом". Но мы должны обратить внимание также на то, что написано в стихе 7. Мы ходим в мире, и Бог доверил нам свидетельство относительно него и того неизбежного суда, что ожидает его. Бог установил день "в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых" (Д.ап. 17,31).
"Верою Ной, получив откровение о том, что еще не было видимо, благоговея приготовил ковчег для спасения дома своего; ею осудил он (весь) мир и сделался наследником праведности по вере". Осведомленный о том, что ожидало мир, Ной признал суд и связал себя с путем спасения, который указал ему Бог, и "осудил мир".
Обратите внимание, что вера осуждает мир. Здесь речь идет не о том, чтобы поверить в спасительную жертву или чтобы обладать силой для хождения с Богом, а о том, что вера свидетельствует о мире, что он совсем далек от Бога и будет осужден. Мы также имеем свидетельство Слова Бога, которое гласит, что суд настигнет мир.
Есть немало христиан, которые хотели бы "ходить с Богом", но которые страшатся при мысли о разрыве с миром. И, однако, он должен был в соответствии со свидетельством Бога о суде, который ожидает этот мир, жить таким образом, чтобы практически осудить мир. Если бы у нас была вера Ноя, Авеля и Еноха, то мы не могли бы связать себя с миром. Как несомненно то, что Господь спас свой народ, также истинно и то, что Он придет, чтобы судить мир. Но те, которые Христовы, имеют свою часть со Христом и в Нем, так, что когда Он придет, они придут вместе с Ним. Как несомненно то, что Христос воскрес из мертвых, так же несомненно то, что Он также является "мужем", которого Бог определил для того, чтобы судить нынешний порочный мир. Но также несомненно то, что не будет суда для верующих в Него. Факт воскресения Христа, который дает мне уверенность в том, что состоялось чудо, дает мне также уверенность в том, что для меня не будет суда. И что еще говорит мне Бог о воскресении Христа? Что все мои грехи устранены, потому что Он воскрес для моего оправдания.
Вера для каждого шага пути (стихи 8-12)
Апостол рассматривает затем другой момент: активное и практическое провозглашение силы веры. Авраам доверял Богу, так сказать, неосознанно. Это и укрепляло его. Бог призвал его по благодати, и он "пошел, не зная, куда идет". Он не получил ни одного свидетельства. Каждый его шаг из Ура в землю Ханаана говорил о доверии Богу. Когда я иду, зная, какие будут для меня последствия, то я не буду поступать как Авраам. Если поступать по вере, следует идти, не зная куда идешь, доверяя Тому, Кто ведет нас. Бог даст достаточно света для первого шага, даже если мы еще не можем распознать, каким будет следующий.
Когда мы затем сделаем еще один шаг, то убедимся, что Господь никогда не позволяет нам удовлетвориться обстоятельствами. Он благословляет нас, но не доставляет нам удовлетворения. Когда Авраам добрался до земли, которая позже должна была стать его наследием, что он, собственно говоря, получил там? Ничего. Он остался чужим. Это не нравится естественному сердцу и легко вызывает уныние. Относительно своих надежд на будущее человек имеет свои собственные мысли и, возможно, спрашивает себя, что он будет делать через двадцать лет. Но Бог хочет ввести нас в Свой покой.
Бог привел Авраама в страну и затем начал направлять его помыслы на другое отечество. Он пришел к Богу и убедился в том, что все, что Бог пообещал ему, все еще находится перед ним. Господь открылся ему в общении, Он разговаривал с ним, раскрыл ему Свои замыслы, и Авраам подчинился Богу. У него был свой шатер и свой жертвенник. Так Бог действует также по отношению к нам: Он делает из нас христиан и ведет нас в землю обетованную. Он показывает нам все, что перед нами, потому что еще не настало время покоя. Но пути Бога становятся все яснее перед нашими взорами. Мы имеем привилегию быть в этом мире чужеземцами и ходить с Богом до тех пор, пока не водворимся в обителях Бога.
Дорогой читатель или читательница, где пребываете вы? Можете ли вы сказать: для моего сердца обитель там, где Бог, у меня нет другой, и другой я не ищу?
Вера характеризуется тем, что она считается с Богом не только в трудностях, но также перед лицом невозможного. Вера не тревожится относительно средств, она опирается на обетования Бога. В глазах естественного человека верующий не думает об осмотрительности. Но с того момента, когда есть средства, которые делают возможным для человека то или иное, Бог больше не является Творцом. Когда опираются на внешние средства, то это уже не дело Бога.
Когда человек стоит перед невозможным, он знает, что Бог должен вмешаться, и это тем более благой и прямой путь, что Бог исполняет только свою совершенную волю. Вера связана с волей Бога и ни с чем другим. Она не смотрит на средства или обстоятельства, или, другими словами, она не советуется с плотью и кровью. Когда же вера слаба, то прежде всего опираются на внешние средства, даже в деле Господа. Но, как уже говорилось, если что-то исполняется самим человеком, то при этом нет необходимости в вере, потому что тогда не требуется воздействия Духа. Такова причина, по которой многие христиане, несмотря на свои действия, часто достигают столь малого.
Вера признает себя причастной к "лучшему отечеству" (стихи 13-16)
О верующих, о которых идет речь в этих стихах, не только говорится, что они "странники и пришельцы", но также то, что они "говорили о себе". Некоторые в душе охотно хотели бы быть религиозными, однако стесняются говорить об этом. Но тогда в нем не проявляется энергия веры. Кто признает, что мир погиб и подлежит суду, кто уповает на небо, тот непременно будет думать и поступать, как странник и пришелец. Это обнаружится во всей его жизни. Когда душа уже там наверху, ей остается только указать на это. Но это не может произойти без открытого и ясного признания, которое одновременно является свидетельством для Христа. Разве были бы мы довольны другом, который отвернулся от нас, когда мы попали в беду?
Скрывающийся христианин - плохой христианин. Взирая с верой на Иисуса, мы стремимся к тому, что видим вдали. Мы думаем не об оставляемой стране, - наше сердце намного больше привязано к стране, простирающейся перед нами. Когда на пути мы сталкиваемся с трудностями, а наши чувства обращены не на Иисуса, то вскоре мир снова берет нас в плен.
Не в порыве восторга Павел отказался от прежнего, чтобы после этого снова раскаяться, но он исполнился Христом и поэтому почитал все "за сор" (Фил.З). Постоянство сердца христианина доказывает, что его чувства направлены на стоящую перед ним цель и что он уповает на небеса. Поэтому Бог не стыдится в отношении такого христианина называться его Богом.
Либо плоть, либо вера. Находиться между тем или другим, собственно говоря, невозможно. Христианин тянется к небесному, так как потребности и желания нового человека - небесные. Если мы пытаемся связать себя с миром с целью содействовать христианству и улучшить мир, мы служим земному. Но не таково намерение Бога. Он желает связать нас с небом. Можно иметь только небо без мира или мир без неба. Бог, готовящий нам город, не может желать для нас ничего, что находится между тем и другим. "Стремление" к "лучшему отечеству" - желание совершенно небесного существа.
Вера ценит обетования Бога (стихи 17-19)
Авраам следовал больше обетованиям, чем естественным привязанностям. Суть испытания состояла для него в том, что Бог определил Исаака как избранное семя и связал обетования с ним. Вера рассчитывает на Бога и его обетования. Сам Бог удержал Авраама от исполнения повеления о жертвоприношении и подтвердил ему обетования относительно его семени. Послушанием обретаем мы знание путей Бога, о которых без этого мы не имели бы никакого понятия. Неверие лишает нас радости, силы и духовной жизни. Тогда мы не знаем где мы, собственно, находимся.
Вера не останавливается на провидении Бога (стихи 24-26)
Плотское сердце (в противоположность вере) полагается на провидение Бога. Провидение привело дочь фараона к младенцу Моисею. Провидение поместило его среди мирской мудрости, при дворе фараона - так казалось, по меньшей мере, - чтобы обеспечить его влияние на благо Израиля. Но первое, что вера повелела сделать Моисею - это отказаться от своего положения при дворе.
Быть может, он был бы в состоянии помочь Израилю своим влиянием. Но тогда народ остался бы в египетском рабстве. По человеческим суждениям, вера "неосмотрительна", но она обладает той вечной осмотрительностью, которая считается только с Богом. Она ищет, что от Духа, так как то, что не от Духа, не является верой и не от Бога. Придерживаться указанным образом провидения, по сути дела, равнозначно желанию иметь преходящих греховных идолов: люди любят мир и склонны опираться больше на обстоятельства, служащие плоти, чем на Бога. Но это никогда не может быть "добрым провидением", если верующий, вместо того, чтобы жить верой, теряется в мире.
Казалось, что Моисей сделался слабее, избрав поношение народа Бога, народа, который тогда еще находился в столь тяжком состоянии. Он хорошо знал это, но вера отождествляет народ Бога с обетованиями Бога. Он судил об этом не по собственному состоянию, а согласно помыслам Бога. Полный силы против зла, он в отношении своего народа рассчитывал на Бога.
Вера отходит от мира (стих 27)
Мир хочет внушить нам, что мы были бы добрыми христианами, если бы поступали и ходили, как другие, находящиеся в хороших отношениях с миром. Призванный для славы, верующий непременно должен покинуть Египет, ибо Бог не там избрал место для славы. Кто чувствует себя хорошо в мире, тот не может хорошо чувствовать себя на небесах.
"Все, что в мире, не есть от Отца". Оставление мира, если он выставляет нас за двери, еще не является верой. Это было бы только доказательством того, что мы желали как можно дольше оставаться в нем. Вера поступает по обетованиям Бога, а не потому, что изгоняется из мира. Моисей вел себя, как если бы "он видел невидимое", и это укрепило его.
Когда мы действительно осознаем присутствие Бога, фараон больше ничего не значит для нас. Не то чтобы обстоятельства были менее опасны, но мы знаем: Бог присутствует среди нас. В общении с Ним обстоятельства становятся основанием для мирного послушания. Иисус испил чашу. А Петр вынул меч. То, что побудило Иисуса проявить послушание, для Петра было камнем преткновения. Где нет общения, там слабость и нерешительность.
Малая и презираемая вера ведет к победе (стих 30)
После того, как народ в седьмой день обошел город семь раз и раздался звук труб, пали стены Иерихона. Что кажется людям незначительным и ничтожным, оценивается Господом совсем иначе. Для веры стены ничто, они значат так же мало, как Чермное море или Иордан.
Вера считается с благодатью Бога (стих 31)
Кто ожидал бы найти Раав в этом облаке свидетелей? Но она также познала Бога верой. Вера не придает значения разнице между людьми. Она знает, что Бог изобилен для всех, кто взывает к нему. "Ибо нет различия, потому что все согрешили". В трудных обстоятельствах Раав заняла свое место в народе Бога.
Упование с верой обнаруживается во всей христианской жизни. Некоторые христиане с трудом проходят по ней, ибо они борются с искушением и притязаниями жизни вместо того, чтобы опереться исключительно на Бога. Долг и обязанности всегда ведут к трудностям, но при этом у меня есть утешение и убеждение в том, что Бог присутствует и, следовательно, победа обеспечена. В моем сознании ничто не должно быть выше, чем Бог. Это требует полного и решительного подчинения воли.
Когда дети Бога верны, Бог может оставить их в испытаниях и трудностях, чтобы на этом пути показать им то, что не от Духа. Он часто также позволяет зло и упражняет нас, чтобы мы понимали, что предмет веры никогда не находится здесь на земле, и чтобы, в конце концов, мы узнали, что Бог может вмешаться даже в самых трудных обстоятельствах, как Он сделал это при принесении в жертву Исаака и при воскрешении Лазаря.
Человек не видит ничего помимо тех обстоятельств, которые окружают его. Придерживаться обстоятельств значит проявлять неверие. "Не из праха выходит горе" (Иов.5,6). Сатана скрывается за обстоятельствами, чтобы направлять на них наши взоры. Но за всем стоит Бог, чтобы преобразовать нашу волю.
Далее: ГЛАВА 4. Поддержка для христианиа. Как узнать волю Бога?
Назад: ГЛАВА 2. Эгоизм и связанные с этим проблемы
Оглавление
©
http://www.gbv-dillenburg.org
:: Издательство GBV (Благая весть), Германия
©
www.christ-pages.narod.ru
:: "Христианские страницы"
| |
|
|