Христианские страницы


Христианские страницы




Rambler's Top100


Фридгельм Кениг. Путь, даровавший нам победу


Глава I. Вера - пережиток времени


В счёт идут знания. Точные, основательные знания. Неуязвимые и прочные. О вере не спрашивают. Она не модна. Она безнадёжно устарела. Такое, или примерно такое, можно услышать. Вы спрашиваете кого-нибудь: "Когда прибывает скорый поезд на Мюнхен?". И вам отвечают: "Полагаю, около 9:00". От такой информации мало толку. И вы, как человек предусмотрительный, являетесь на вокзал за несколько минут до девяти. Но вам не везёт: поезд уже ушел. В 8:53. Вы еще успеваете помахать ему вслед. Но вам-то нужно не это! А поезд ушёл. И всё, чего вам не хватило, это точной информации: отправление скорого поезда на Мюнхен в 8:53 с 12-ой платформы.

Другой пример: человека заперли в комнате. Посадили обманом и поставили охрану. Окна плотно зашторены. Светит неоновая лампа. Он сидит здесь уже целый день и изучил досконально своё подземелье. Ширину, длину, высоту. Он знает каждый гвоздик на стене. Это - точные знания. Ни о чем другом он не знает. Он не знает ни о том, что на улице или что этажом выше. Иногда ему кажется, что он слышит радио. Но это может быть и телевизор. Где-то слышен шум мотора. Кто-то что-то ремонтирует? Или женщина шьет на машинке? Где-то побежала вода. И снова тихо. Он слышит голоса и шаги. Может быть, это семья с детьми. Но точно он не знает. Всё это только предположения.

Ничего неизвестно точно, кроме шатких предположений. Таково распространенное представление о вере. Но ведь мы живём так каждый день! "Я полагаю, что завтра будет прекрасная погода". То есть я точно ничего не знаю, но я так считаю. Возможно, будет дождь и ветер. В этом случае мне не повезло.

Со словом "верить" в немецком языке (glauben = верить, полагать) произошло прямо-таки фатальное превращение, исказившее его первоначальный смысл. Поэтому стоит совершенно осознанно принять к сведению: Библия имеет в виду нечто другое, когда речь идёт о вере!


Верить - не скользить по накатанной плоскости


Вера по Библии - это не догадки и не потерявшие определённость представления, не отсутствие знаний и ничто другое. Вера - не скользкая дорожка, где всякий раз ожидаешь поскользнуться. Вера - во много раз повышенный градус совести. Вера - прочное убеждение. И Слово Божье утверждает всюду: наше знание - не совершенно. И ещё: да будет вера!

Не стоит думать, что Библия принижает знание и разум. Если Библия требует веры, то не затем, чтобы выключить нас из процесса мышления. Бог дал мне разум не затем, чтобы требовать: "Подавляй мысль!" Мой разум преследует другую цель: он движет работой мысли. Честной, доброй работой мысли и ничем другим. Бог дал мне уши не затем, чтобы говорить, смотреть или кивать в ответ. А вот зачем: "Кто имеет уши слышать, да слышит!" На то Его воля. И я должен слышать ушами. И не только звуки. А то, что Бог мне говорит или хочет сказать.

Сообразно разуму своему и воле Божьей я должен думать и размышлять. И вера (то, что под этим подразумевает Библия) не делает ум мой лживым. Библейская вера не требует от меня тех изъяснений, которые я, как человек мыслящий, не смог и не сумел бы сделать. Вера - не препятствие моему мышлению. Вера поднимает мои мысли на ступень выше. Однако не мыслью я буду спасён, но только одной верой.

Многим этот "камушек" стал поперёк горла: "Вера - пережиток времени". Вера стала признаком дурного вкуса в современном человеке. На самом деле всё иначе. Вера не менее ценна, чем знание. Это нечто другое. Это - больше.


Вера больше, чем "серое вещество"


Это так, ведь вера толкает меня на глубокие размышления. Почему? Потому что она за гранью моего понимания, потому что я (если честно вдуматься) могу узреть границу своих последних возможностей. Масса "серого вещества", называемого мозгом, данная мне Создателем как духовный багаж, чтобы творить - это великий капитал. Но в сравнении с вершиной откровенной мудрости Его Слова мой капитал - мизерная величина.

Я могу и обязан использовать разум, чтобы мыслить - до предела возможного, но я должен буду честно признать свой предел. "Я знаю, что ничего не знаю," - выразился один умный философ древности. А я возношу хвалу Господу уже за то, что Слово Его - вершина, до которой и в отдалённом будущем моему разуму не подняться, и глубина, до которой никогда не опуститься. Это во многом препятствует моей вере, но это же и укрепляет её.

Было бы глупо игнорировать то, что непонятно. Позвольте привести пример из современного естествознания. Электроны, называемые элементарными частицами, являются элементарными составными атомов и молекул, то есть окружающей нас материи. В современной физике элементарные частицы играют огромную роль. Но именно с ними и происходят удивительные вещи: в процессе изучения электронов обнаруживается, что имеешь дело с ещё более мелкими частицами. И хотя физические свойства элементарных частиц можно определить, до сих пор нет того, кто бы мог с уверенностью заявить, что же, наконец, является самой малой частицей. Проще говоря, элементарная частица, составляющая в конечном итоге всю нашу физику, не имеет пока однозначного определения.

С моей стороны было бы неразумно отметать всё, что связано с элементарной частицей только потому, что я не знаю, что она собой представляет. Ни один здравомыслящий человек не станет вести себя подобным образом. Элементарные частицы пока не изучены. Но они есть. Я признаю это как факт. В пределах своего понимания. Так и Слово Божье, и вера - это факты. Факты познавания.

Теперь вы видите, что вера не менее ценна, чем знание? А даже более. Ту же силу имеют факты в Слове Божьем, когда мы своим "серым веществом" не можем их объяснить.

Дуайт Л. Муди рассказывал об одном человеке, который пришёл к нему, раскрыв Библию в трудном месте, и спросил:

- Господин Муди, как вы толкуете это место?

- Как я толкую? Никак.

- Я имею в виду, как вы его прокомментируете?

- Никак не прокомментирую.

- А что вы с этим делаете?

- Ничего не делаю.

- Выходит, вы в это не верите?

- О нет! Конечно же, верю!

Кроме всего, есть вещи, которых я тоже не понимаю, но верю им. Возможно, вам многое понятно, но вы ничего не смыслите в математике или в дифференциальных и интегральных уравнениях. Могу вас утешить: верьте им. Они верны.


Верит даже атеист


Вера, в сущности, не что иное, как моё доверие к кому или чему-либо. В это (в самом широком смысле) верит каждый. Даже атеист. Каждый доверяет кому-то или чему-то. В этом случае происходит нечто вполне закономерное: власть, которой я себя вверяю, будь то власть идеологии, человека или вещи, эта власть начинает распоряжаться моей жизнью.

Вы усаживаетесь в "Джамбо-джет". Машина выруливает на взлетную полосу. И вот вы уже во власти самолёта. Вы прикованы к машине и полностью в её "руках". Всё, что сейчас случится с машиной, произойдёт и с вами. Стоит ей полететь в Нью-Йорк, как через 7 часов вы окажетесь там.

Думаю, пример понятен: если вы доверились "Джамбо" и он доставил вас в Нью-Йорк, можете считать, что вы пережили нечто сравнимое с тем, что Библия называет верой. Вот вам веский пример того, как иная власть, иная действительность распорядилась вашей жизнью.

Вы были не сами себе господин. Вы были пленником этой машины. Величайшее достижение по имени самолет обошлось с вами, как с заключенным. К примеру, у вас была та же скорость, что у него. Вы летели со скоростью приблизительно 1000 километров в час на высоте 10000 метров. И ваши шансы добраться до Америки зависели целиком и полностью от техники, которой вы доверились. Пример с самолетом отчетливо даёт понять, что власть, которой вы вручаете себя, определяет вашу жизнь.

Немало тех, кто говорит: "Потерпим, жизнь исполнится в деньгах", - тем самым отдавая себя во власть денег. На карту ставят жизнь за деньги. В делах и помыслах одно - деньги. Как правило, вся жизнь уходит на набивание мошны. И совсем необязательно, чтобы это были богатые люди.

Кто-то отдаётся своей работе, своему хобби или пристрастиям. И что же? Оказывается во власти этих вещей. Один изливает душу в идеологии. Другой ударяется в тайны феномена, в гороскопы, йогу или во что-нибудь ещё. Что дальше? А дальше эти идеи и их духовная власть будут всю жизнь одерживать победу над жизнью. И составлять эту жизнь.

Вы заслуживаете всяческой похвалы, если когда-нибудь остановитесь и поразмыслите: что, собственно, составляет вашу жизнь? Быть таким наивным и доказывать, что занят делом, может только человек, который никогда ни о чём не думал.

Апостол Павел позволил себе сказать, что "достиг [его] Христос Иисус" (Филип. 3,12). Каждого кто-то или что-то достигло. Спросите себя всерьез: "А кто достиг меня? Кем я достигнут?"


Мы не должны погибнуть


Хорошо однажды всерьёз задуматься и услышать голос Божий. И Его власти отдаться. Ему довериться, Ему поверить. Богу известна иная власть, власть неверия, которая старательно нас обхаживает. И одному Богу известно, куда она нас влечёт. Ибо Он один идёт к нам с миром и любовью. И не желает нашей погибели.

Господь сделал всё, чтобы каждый нашёл к Нему путь. И сделать больше, чем собственного Сына отдать на плаху, было невозможно. Путь к Богу свободен с тех самых пор, как Иисус умер на Голгофском кресте. Невинный - за виновных. Сын Божий - за грешников. И только вера в Господа Иисуса Христа способна обернуть обратной стороной все наши нужды. Бог нужен нам. Себя не обмануть: человеку необходима иная сила, крепкая власть. Но лишь власть Бога есть свобода, истинная радость и настоящая жизнь.

Ещё и сегодня Библия вам говорит: "Верующий в Сына имеет жизнь вечную; а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нём" (Иоан. 3,36). Слово Божье прекрасно и серьёзно! Оно звучит как призыв: впустите Христа в свою жизнь. Он один будет властен над нею. Чтобы она, эта жизнь, обрела свою цену, цель и смысл.

Хотите поверить в Него и отдаться Его воле? Ведь в доказательство своей любви к вам Он принёс Свою жизнь и кровь. Заплатив высшей ценой, Иисус умирал на Голгофском кресте, чтобы сегодня вам можно было прийти к Богу. Отныне у вас есть путь избежать другой власти над собой.

Как быть? Пока мы осознавали свои грехи перед Богом, пока решались признать, что то место на проклятом кресте предназначалось именно нам, единственный праведный среди всех распят на нём словно грешник. "Наказание мира [в смысле умиротворения] нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились" (Ис. 53,5). Смертью Иисуса миллионы грешников стали спасенными и свободными. Не хотите примкнуть к ним? Ведь уже сейчас может случиться, что исчезнет всякое неверие в любую власть над собой и обретёт силу вера, сотворённая Богом. Ибо настоящий поворот к лучшему в том, чтобы вы, признав мою полную несостоятельность в этом вопросе, обратились лицом к Иисусу Христу, распятому и воскресшему.


Вопрос вопросов


В раннем возрасте можно не задаваться вопросом "в чём смысл жизни" : завертевшись в кругу проблем, можно потерять цель. Думать об этом на пенсии слишком поздно. Самое время - сейчас.

Этот вопрос будоражит всех. И отрицающего всякую веру, и равнодушного к ней. Даже им не дают покоя оставшиеся без ответов вопросы о сущности, цели и смысле бытия. Они неразрывно связаны между собой и тревожат душу, засев в глубинах собственного "Я". Всякое пресыщение жизнью и всякая скука есть ни что иное, как симптом холостого хода жизни, несущего страдания.

В одном московском атеистическом журнале среди писем читателей были опубликованы следующие строки: "Если моя жизнь на земле, возникая на бренных останках, исчезнет со всем, чем наполнит её разум и чувство, если даже я сам не оставлю после себя и следа (а если и оставлю, то его сотрет время), тогда вся эта жизнь - невыносимый абсурд. Зачем нужно воспитывать ум и проявлять чувства, если человек возник из "ничего" и в "ничто" обратится? Зачем мне сознание моего преходящего бытия, если в этот короткий миг я вижу мириады небесных светил, учусь слагать и вычитать, и открывать бесконечность высот и глубин, переживать восторг и серость чувств, и радоваться красоте, и опьяняться сотворенным, и без ума любить? Тогда зачем все это?"

Вот, даже сердце атеиста неспокойно. Полно вопросов. И даже философ-марксист Милан Махович бросает завистливый взгляд на людей, способных молиться. Он пишет: "... человек бросается от одних развлечений к другим, от одной деятельности к другой. Подобный человек живёт без внутреннего диалога с самим собой". Но ведь и молитва - не диалог с самим собой, а живой контакт со Всевышним.

В словах марксистского философа присутствует, тем не менее, знание насущного вопроса об ошибочной соизмеримости отдельной личности и целого мира. И когда он следом пишет: "В сравнении с современным человеком средневековый монах, отдающийся медитациям и поднимающийся в этом до внутреннего диалога, собственно, прогрессивнее", - то чувствуется, как это для философа серьёзно, как не желает успокоиться его взволнованное сердце. Об этом однажды сказал Августин: "Наше сердце успокоится не раньше, чем, о Боже, оно успокоится в Тебе".


Ответ есть. И он один


Душа человека настолько велика, что весь мир не в силах её наполнить. В Евангелии же сказано, что есть один ответ на вопросы нашего сердца. Что есть сила, преобразующая всё и всё ниспровергающая, - власть Бога, могущая перевернуть жизнь и сотворить заново.

Никакая философия и никакие "измы" не спасут человека. И не создадут новых, освобождающих его отношений. Известный немецкий философ Мартин Хайдеггер (1889-1976) признался в одном интервью: "Философия сегодня не может повлиять непосредственно на изменение мира. Это не по силам не только философии, но и любой чисто человеческой мысли и старанию. Господь ещё может нас спасти". Такие слова из уст такого человека дают повод для размышления.

Наше сердце было создано для Бога. И без Бога нам не остаётся ничего, кроме ощущения внутренней пустоты. Евангелие содержит в себе надежду: Христос умер за наши грехи. Он уничтожил их. Христос воскрес. Он жив. И Он вернётся. Эта живущая во мне надежда переполняет меня. Но эту истину ещё нужно вобрать в свою веру. Ибо мы не придём к Богу только своим разумом. Как человеческим умом постичь великого Господа, сотворившего Вселенную и управляющего ею?


Божественная связь причин


Откуда возникает вера? Я не могу вам объяснить, что такое вера, но вы узнаете её, когда она придёт. Как узнал её я и еще миллионы, для которых Иисус Христос стал живой действительностью. Если вы обратитесь, если доверитесь Ему, вы всё узнаете и всё поймёте сами. Понимание вырастает из веры, но не наоборот.

На вопрос "откуда приходит вера?" Библия отвечает довольно ясно, ответ содержит божественную связь причин: "Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия" (Рим. 10,17). Это - Богом предусмотренный путь: Слово Божье - слышание - вера.

Значит, я должен слышать Слово Божие, слушая или читая. И должен сам этого хотеть: Господь не принуждает никого. То есть мне надо быть готовым творить не свою, а Божью волю. Так, как возвестил Иисус в Иерусалиме на празднике кущей: "Кто хочет творить волю Его, тот узнает о сём учении, от Бога ли оно, или Я Сам от Себя говорю" (Иоан. 7,17). Другими словами: испытайте на себе! Стоит отнестись к этому прагматично и без мучительной попытки к отступлению. И Его Слово будет с вами.

И если я стану под Слово Его, чтобы его испытать, то обрету веру. Если же стану над Словом Его, чтобы в нём усомниться, то к вере не приду никогда.

Многие никогда не читали Библию. И все же берутся ее критиковать. Как можно составить собственное мнение, скажем, о "Доне Карлосе" Шиллера, если его не читал? Никак. А со Словом Божьим поступают именно так. Такое поведение лишено логики. Крепкий камешек, который лишь опустошает человеческую душу.

Американский генерал Левис Уоллис - подходящий пример тому, как происходит поворот от неверия в Бога к вере в Него. Как-то генерал встретил одного атеиста, тоже крупного офицера. Они взволнованно беседовали о якобы бессмысленности христианской веры. И тот посоветовал генералу: "Вы интеллигентны и хорошо образованы. Почему бы вам не написать книгу, где Вы докажете, что христианство лишено всякого смысла?"

С большим усердием генерал принялся за работу. Он перевернул груды материала и вынужден был основательно изучить Библию. Уже готово было несколько глав книги, когда генерал признал, что Иисус Христос есть историческая личность. И совсем скоро осознал, что Христос больше, чем это. Всё закончилось тем, что пятидесятилетний генерал впервые в жизни опустился на колени, чтобы обратиться к Богу. Это была потрясающая молитва: генерал просил Иисуса стать его Спасителем и Господином.

Да, Слово Божье сотворяет веру и новую жизнь, которая стоит жизни. В дискуссиях и в критике мы вряд ли сдвинемся с места. Как точно заметил великий Фридрих фон Бодельшвинг: "Не стоит долго спорить с неверующими и насмешниками, нужно просто засвидетельствовать свою веру и тем самым доказать им, как тихо и душевно в этой вере, в то время как они томятся скрытым беспокойством, откуда, собственно, их страсть к дискуссиям и диспутам".


Вера отважна


В доме, охваченном пожаром, на верхнем этаже находится ребенок. В пламени лестницы и подъезды. Какой выход в этой ситуации? Прыгнешь из окна - разобьёшься о землю. Вдруг снизу подает голос какой-то крепкий мужчина: "Иди сюда! Прыгай! Я поймаю тебя!" Ребёнок должен поверить. Во-первых, что там, внизу, есть мужчина, и во-вторых, что он сильный и действительно поймает его. Но прежде, чем ребёнок бросится в руки спасителя, он должен по-настоящему поверить в свою собственную веру.

Это доверие к вере. Спасающая вера - способность отдать целиком свою веру только Христу. Доверяющий собственному делу не верит ни во что. Христу же - всё или ничего. Верующий в Иисуса Христа будет спасён. Даже если грехи его были так же велики, как и многочисленны. Неверующий же познает мучения, будь его грехи даже малыми, а дела добрыми.

Без веры нет спасения, без Бога нет новой жизни. Мартин Лютер выразился однажды очень просто: "В итоге есть: во Христа поверить или исчезнуть без следа".


Далее: ГЛАВА 2. Как Бог мог это допустить?

Бог на скамье подсудимых. Человек человеку - волк. Библейское воззрение на мир. Великий потоп. Он совершил. Пути Господни неисповедимы. Господь непостижим. Рука на штурвале. Он не совершает ошибок.


Оглавление



© http://www.gbv-dillenburg.org :: Издательство GBV (Благая весть), Германия
© www.christ-pages.narod.ru :: "Христианские страницы"



Сайт создан в системе uCoz