|
|
|
Фридгельм Кениг. Путь, даровавший нам победу
Глава 2. Как Бог мог это допустить?
На старых картах часто встречаются белые пятна. Раньше они сопровождались подписью "terra incognita", что означает "земля неизвестная". Сегодня белые пятна исчезли. Землю исследовали до последнего уголка. И спутники из космоса сделали фотоснимки планеты.
В наши науки шагнул великий прогресс. И белых пятен на карте наших знаний (если они и не исчезли полностью) стало гораздо меньше. Раньше там, где не могло пробиться знание, вступал в свои права Господь Бог. Его впускали то с благоговением, то лишь как покаянного в нашем неведении. С тех же пор, как техника и медицина покорили весь мир, мы стали думать, что всё можем сделать. А для "покаянного", то есть для Бога, места в нашем (теперь так понятном нам) мире, не осталось. Теперь Он нужен всё меньше. Потребности в Нём уже нет. О Нём и не спрашивают.
Тем более странно: как только происходит несчастье или случается несправедливость, человек, натерпевшись страданий, вдруг пробуждается. И немедленно следует: как Бог мог это допустить? А ведь живём до поры до времени и не спрашиваем. Но как только беда, как только всё пошло плохо, начинаем возмущаться. И неожиданно встаёт вопрос о месте Бога в мире котором живём.
Бог на скамье подсудимых
Представьте себе зал суда. Наверху судейскую скамью заняли печальные, нездоровые люди. А внизу, на скамье подсудимых, сидит Он, Господь Бог. И тут с высоты судейского кресла падает вопрос: "Как мог Ты, подсудимый Бог, все это допустить?" Безумная мысль!
Надеюсь, всем понятно, что такого Бога нет. То есть такого Бога, который сидит перед нами на скамье подсудимых. Бога, Который бы нам позволил занять место судьи. Но имейте в виду: вместо этого есть другой Бог, милостивый и справедливый. И Он обращается к вам: "Ибо кто подобен Мне? и кто потребует ответа от Меня?" (Иер. 49,19). Он Сам в кресле судьи. А мы - мы сидим перед Ним на скамье подсудимых.
И все же логика многих строится другим образом, чем и переворачивает всё с ног на голову, превращаясь в опасный выверт. К тому же есть те, кто всегда готов его поддержать, приняв от самого дьявола: Бога на скамью подсудимых!
Бог есть - и в этом нет ни капли лжи. Уже не стать никаким атеистом. А Он посажен на скамью подсудимых. Не скверно ли это? Не хуже ли, чем Его оклеветать?
Человек человеку - волк
Происходящее в мире ужасно. Нужно жить с завязанными глазами и заткнутыми ушами, чтобы не видеть изо дня в день вопиющую несправедливость или не слышать о ней. Террор, убийства и насилие, страшные несчастья и коварные болезни. Униженное и страдающее человечество. И ежедневные сообщения об этом в средствах массовой информации. А миллионы беженцев, тех, кто уже не может ни жить, ни умереть от голода и нищеты!
И за всей этой откровенно жалкой жизнью прячется свинцовый страх перед грядущим. Подумать только - жуткие бункеры современной войны, запасы атомного, химического и биологического оружия. А газовые камеры и 60 млн. убитых во Второй Мировой войне! Страшнее страшного. А грядущая катастрофа, если чудовищной действительности суждено состояться? Если политическая домна зачадит на весь мир и какой-нибудь ответственный товарищ запустит её на всю катушку?..
Только ядерные державы, Советский Союз и США, имели в своём распоряжении такие запасы атомного оружия, что бледнеет всякая фантазия. Уже готов был появиться гигантский суперубийца человечества, как началась шумная кампания по разоружению и подписанию мирных договоров. С одной стороны, началось сокращение производства и пошло полным ходом уничтожение производственного оборудования, с другой - благодаря микроэлектронике и совершенно новым открытиям, развитие системы вооружения приобрело невообразимый размах. Слово "мир" было у всех на устах и многие ожидали наступления "золотого времени"... Но как гласит Слово Божье: "Ибо, когда будут говорить: мир и безопасность, тогда внезапно постигнет их пагуба" (1 Фесс. 5,3).
Поистине так. Мир обезумел. Он полон страданий, которые люди причиняют друг другу. Начиная со склок и ненависти в семье и на службе и заканчивая голодом и войной. "Человек человеку - волк", - сказал великий английский философ и государственный деятель Томас Хоббс (1588-1679). Мир словно вывернулся наизнанку. А Бог молчит. А что, действительно молчит?
Внимайте со всей серьезностью и проникнитесь: нет, Он не безмолвствует! Он говорит, Он говорит пока. И если спросят: откуда мне знать, - отвечу: читайте Его послания к нам, людям. Читайте Слово Его. В Слове Он не молчит, в Слове Он говорит. И совершает удивительное, следуя собственному Слову: являет Себя людям в Сыне Своем, Иисусе Христе.
С тех пор, как в этот мир пришел Иисус Христос, никто не может сказать, что Бог молчит. Хотя и до Христа нельзя было сказать такого. Но уж теперь, когда Иисус явился в этот мир, никто не бросит затаенный или искренний упрек. Явлением Своим в наш мир Иисус дал знать, что Господь не молчит. Что Он, напротив, взывает, и очень громко. Осталось только суметь Его голосу внять.
Библейское воззрение на мир
Мы никогда не получим ответа на весь тот кошмар, что окружает нас в этом мире, если не научимся слышать Слово Божье. Пора уже, в конце концов, взглянуть на мир глазами Библии. Иначе нам его никогда не постичь. Иначе нам никогда не решить ни своих проблем, ни чужих.
Как много среди нас печальных людей! Кому под силу перечесть все наши нужды, беды и страдания! Кому представить то, как точит мысль и мучает обида пережитой несправедливости. Кто сможет сосчитать долгие часы бессонных ночей? Все пребудет в чертовом колесе безысходности, пока голос Бога не будет услышан.
Многие позабыли о том, что этот мир был сотворен прекрасным. Они терзаются вопросом "за что?" Значит мир перестал быть тем абсолютом, каким его хотел создать Бог. В Библии сказано: мир творился в гармонии и законченной красоте божественной рукой Творца, так что великий и всемогущий Бог Сам оценил Свое творение - "хорошо весьма", о чем читаем в Бытии 1,31. И, таким образом, Адам абсолютно свободно не имея за собой вины, мог пребывать со Всемогущим и даже вести с Ним дружеские беседы.
Великий потоп
Но тут, как сообщает Библия, вдруг разразилась катастрофа. И в мир, прекрасно совершенный, ворвался грех. Известно, что произошло: человек употребил во зло свою свободу, прогневив Бога. С падением человека мир впал в греховность. История не знает другого такого потопа. Мощным потоком понесло в этот мир и болезни, и беды, и страх, и несправедливость, и слезы, и смерть. С тех пор мир погряз в рутине греха и исполнен его проклятием.
Нет, наш мир совсем не таков, как хотел того Бог. Мы пребываем в падшем мире. В мире, где правит грех. А грех порывает с Богом. И вводит человечество в заблуждение. И сатана, "человекоубийца от начала и не [устоявший] в истине" (Иоан. 8,44), обрел уже такую власть над миром, что стал называться "князем мира сего", как выражается Библия.
Непослушание человека перед Богом принимает все более дерзкие формы. Пугающая человеческая безбожность зайдет еще дальше. В Библии тоже об этом сказано. И если проследить кошмар последних событий, то охватывают мрачные предчувствия. В сущности, Библия имеет вполне реальный взгляд на мир. Она ничего не преувеличивает. Ее высказывания точно совпадают с действительностью.
И далее по Библии будет так: мир и каждого в отдельности Господь призовет к ответу, хотя и не силой. Ибо не только пшеница растет на Его полях. Как никогда прежде с первобытным нахальством пускает ростки сорная трава. И, надо сказать, в дикой траве пшеница едва заметна. Но оба созреют. А с ними и мрак, и зло. Тогда и придет Господь вершить справедливый суд над грехом. И те, кто послушен был голосу Его, обретут новое прекрасное начало уже здесь, уже сегодня.
Он совершил
Новое начало уже здесь. Бог не оставил этот беснующийся мир на произвол судьбы. Хотя мы лучшего и вряд ли заслужили. В эту грешную тьму Он пролил Свой свет. В этот хаос грехов Он послал Своего Сына Иисуса Христа. И Тот пошел путем праведника. Не укладывается в голове все случившееся на Лобном месте, Голгофе! Это Он умер за грешников на кресте. И Он восстал из мертвых. Воскрес и жив. И теперь восседает одесную Отца Своего.
Ведь в самом деле Он - единственный посланник. Повсюду, где навстречу Господу откроются сердца людей и отворятся двери в дом, там новое станет счастливой действительностью. Каждый, услышавший голос Господа нашего Иисуса Христа, возрадуется той великой перемене, которая произойдет. Избавил нас Бог от власти тьмы и ввел в Царство возлюбленного Сына Своего (Кол. 1,13). Каждый, чье слово станет созвучным слову апостола, больше не спросит, глядя на мир: "как Бог мог это допустить?" Сын Божий знает, что безбожный мир - тот мир, где правит сатана, - не может быть иным, чем есть.
Пути Господни неисповедимы
Это совсем иной вопрос. И он еще долго останется без ответа. Сколько необъяснимых страданий выпадает на долю и того, и другого, и на нас самих! Кто сумеет их объяснить? Бог, Которого я сумею постичь, был бы совсем не Бог. "Мои мысли - не ваши мысли, ни ваши пути - пути Мои, говорит Господь. Но, как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших" (Ис. 55,8-9).
Отдаленность небесных светил можно в какой-то мере математически определить. Практически же они останутся нам недоступны. Кто измерит, сколько световых лет или даже миллионов световых лет составят эту отдаленность? Никто. И не представлено ли в Слове Божьем очень тонко, какое расстояние отделяет наши собственные представления от мыслей Божьих?
Господь непостижим
Это произошло в 1868 году. Четверо детей одного христианина в Дельвиге на Унне ликовали, когда в доме отворились двери в комнату с рождественской елкой. Там были приготовлены для всех замечательные подарки. Сидя в окружении собственного семейства, Фридрих фон Бодельшвинг читал вслух из Святого Писания. Жена держала на руках самого маленького из детей - Карла. Светло звучали голоса детей и старые песенки. Глаза блестели, как могут блестеть только детские глаза. Сердца родителей переполнялись благодарным счастьем.
Бог подарил им четверых детей. Сначала Эрнст, серьезный, умный мальчик, стремящийся узнать о камнях Рура столько же, сколько о Солнце, Луне и звездах. Потом Элизабет, славная заботливая девочка, постоянно обеспокоенная тем, чтобы помочь матери в чем только можно. Маленький Фридрих, скачущий увлеченно на детской лошадке, в меховой шапке на голове - подарок от дедушки. И совсем крошечный Карлхен, вторгающийся в круг семейного счастья с радостным гуканьем.
Мать присматривается к Эрнсту. Что же случилось с ним? Стал тише обычного. Стал жаловаться на сильный, мучительный кашель. Через несколько дней ему становится еще хуже. Эрнста приходится уложить в постель. Приглашен врач. Доктор Кипп стоит с озабоченным видом. "Коклюш, - произносит он. - Опасный, ужасный коклюш. Сожалею, но должен об этом сказать".
Родители в отчаянии. Коклюш заразен и, очевидно, уже передался другим. Фридрих, Элизабет, Карл кашляют все больше и больше. Снова приходит врач и находит у Эрнста воспаление легких. Обследует остальных детей. Его диагноз беспощаден: все трое подхватили коклюш и развивается пневмония. "Для Эрнста это опасно?" - спрашивает Бодельшвинг. - "Будьте готовы ко всему", - звучит честный ответ врача.
Праздник в этом доме надолго стихает. День и ночь стоит детский кашель. Как только одно дитя затихает и, наконец, после мучительного приступа вздыхает спокойно, начинает угрожающе кашлять другой, третий, четвертый. Пневмония заходит все дальше.
В ночь на 12 января мать пытается согреть холодные руки и ноги маленького Фридриха. Он просится на руки. Матушка Бодельшвинг тихо плачет, склонившись над ним, а маленькие ручки тянутся из последних сил и вытирают слезы с маминого лица. Спустя несколько минут затихнет сердце маленького Фридриха.
Элизабет борется тихо и без жалоб. Она не хочет удручать родителей и до последнего их утешает. Когда же в ночь на 20 января она вышла из легкого забытья, отец Бодельшвинг взял ее на руки. Стоял, обхватив дочку руками, как будто это могло удержать уходящую жизнь. Все было напрасно. Славные глаза Элизабет закрылись навсегда.
Карл, самый маленький из детей, лежит в своей кроватке. Он болен уже 14 дней. Стал совсем тихий. Терпеливо страдает, не жалуясь и ничего не прося. Лежит так, будто этот мир уже никак его не касается. В субботу, 24 января, он уснул навсегда без борьбы и страданий.
У Бодельшвинга дрожат руки, а лицо совсем осунулось, когда он вновь дежурит у кровати Эрнста, старшего сына. Этот мужественный мальчик борется дольше всех - и всех труднее. Мать и отец уже на пределе душевных и физических сил. Они молились, дежурили у постелей, ухаживали, похоронив двоих детей. Потрясенные друзья приходят в дом. В дом, где стоит уже третий детский гроб. Но только днем позже, 25 января, Эрнст тоже оставит их. Почти за две недели отцу и матери Бодельшвингам пришлось схоронить четверых любимых детей. Вымрет бурливший жизнью дом. Вымрет в полном смысле этого слова.
Фридриху Бодельшвингу было 38, когда он принял эти испытания. Его 35-летняя жена Ида поседела. Потом волосы стали выпадать и она уже никогда не снимала чепца. Муж боялся, как бы страдания не сломили ее. В том же смысле он боялся за себя.
Взирая на тяжкий путь, выпавший на долю этих родителей, всякие человеческие слова кажутся несказанно пустыми. Помните трех друзей Иова, которые пришли к нему и просидели рядом на земле? Семь дней и семь ночей молчали, "и никто не говорил ему ни слова, ибо видели, что страдание его весьма велико" (Иов. 2,13). А кто проследит дальнейшую судьбу этой пары, с удивлением заметит, какой великий труд христианской любви к ближнему Господь затеял вместе с ними. Стоит почитать историю заведений Бодельшвинга в Бетеле! Да, был такой Фридрих фон Бодельшвинг, который, изведав боль и печаль, сумел сказать: "Господи, не понимаю Тебя, но верю Тебе!"
Непосредственно во время написания этой книги до меня дошло известие, что один мой молодой родственник во время поездки из Голландии в Фер попал на своем паруснике в шторм и пропал. Всего 24 года, почти кандидат медицинских наук. Родители повесили головы, но положились на милость Божью. Прошло семь долгих недель между надеждой и отчаянием. Потом утопленника вынесло на берег. В посмертной табличке есть слова: "Имя Господа прославляю... Он твердыня; совершенны дела Его, и все пути Его праведны" (Втор. 32,3-4).
Рука на штурвале
Неисповедимы пути Господни детьми Его! Ко многим Господь проявил заботу, ко многим, еще не пришедшим к Нему, которые пока избегают Его. Кому-то, возможно, совсем непонятно участие Господа в его жизни. Вдумайтесь: Бог жаждет образумить вас и изменить ваш путь. Он хочет вас привлечь к Своему сердцу. "Разве Я хочу смерти беззаконника? - говорит Господь Бог. - Не того ли, чтоб он обратился от путей своих и был жив?" (Иез. 18,23).
Вам никогда не приходилось ощущать на себе, как Бог, преданный, искренний, проявляет о вас заботу? Как Он благословляет вас? А знаете, что "благость Божия ведет... к покаянию" (Рим. 2,4)? Он необозримо во всем стоит у руля нашей жизни, ибо это есть Его цель: изменить этот несчастный, нашей волей выбранный путь, чтобы направить эту жизнь по совсем другому руслу.
Кто однажды вдруг выберет время, чтобы переосмыслить свою жизнь, тот согласится, что на штурвале этой жизни лежит Его рука. Насколько серьезно вы восприняли ранее Слово Божье, настолько же серьезно вы в конечном итоге должны бы ему и следовать. Может, вы потрясены внезапной смертью близкого, знакомого или родственника, ушедшего в расцвете сил и творчества? Или болезни приковали вас самих к постели? Все это вырывает вас из суеты единственно затем, чтобы вы остановились и задумались над целью вашей жизни.
Он не совершает ошибок
Пастор Вильгельм Буш рассказывает в своей книге о неком Бергманне, которого вследствие работ в каменоломне разбил паралич, и остаток жизни он вынужден был провести в инвалидной коляске. Будучи невыносимым безбожником и богохульником и получив такой удар судьбы, Бергманн принял его всерьез - как глас Божий. И все разительно переменилось. Несмотря на тяжелый недуг, он с радостью обратился в веру, и после у него никогда не возникало тоски по прошлому. Он предпочел переносить свою болезнь, нежели быть здоровым и шагать, как прежде, прямой дорогой в ад.
Ибо на то воля Божья - остановить человека и обратить. Его любовь изобретательна и ничего не обойдет, не испытав, чтобы "отвесть душу [человека] от пропасти и жизнь его от поражения мечом" (Иов. 33,18). Давайте же не будем испытывать разум и пытать его камнем, прочным, как алмаз. Оставим отговорки, будто виновен Бог, вводя нас в заблуждение. Будто Он зол и жесток. Эти мысли от дьявола. Верьте обратному.
Кто примирился с Богом через Сына Его Иисуса Христа, для того наступит момент, когда сердце станет созвучно словам: "Все хорошо делает" (Марк. 7,37). И тот остановится, преклонив колена, когда на примере собственной жизни увидит пути и намерения Бога. "И в тот день вы не спросите Меня ни о чем" (Иоан. 16,23).
Нам видны, как на искусно вытканном ковре, только загадочные, непонятные узоры нитей с обратной стороны. Но какими неожиданно прекрасными, четкими и ясными, сияющими всеми оттенками красок и форм они являют себя с лица! Оставьте свои возражения. Усвойте же, наконец: для каждого из нас у Бога свой план и каждый достигнет своей цели.
Назад: ГЛАВА 1. Вера - пережиток времени
Далее: ГЛАВА 3. Есть авторский план, нет автора
Оглавление
©
http://www.gbv-dillenburg.org
:: Издательство GBV (Благая весть), Германия
©
www.christ-pages.narod.ru
:: "Христианские страницы"
| |
|
|