|
|
|
Андре Миллер. "История христианской Церкви"
ВТОРОЙ ТОМ. Глава 9
Протестантизм
Протест лютерански настроенных вождей на втором
рейхстаге в Шпейере образует определенный период времени в истории Реформации и церкви. Однако мы не должны полагать, что протестантство было абсолютно новым
явлением. Порой сами защитники папства уверяют, что оно
стало продуктом вчерашнего дня, то есть чадом Лютера или
Кальвина, тогда как римско-католическая церковь имела
свое начало со дней апостольских. Во всяком случае значение, которое заключало в себе выражение "протестантство",
в течение шестнадцатого столетия обрело новое содержание, отличное от того, что оно в действительности имело в
себе. Протестанты боролись за истину Божью, за Его влияние на совесть людей. В этом смысле протестантство настолько же древне, как и само христианство, и оно было
живо, хотя со времен Константина до шестнадцатого столетия оно почти исчезло под грудой заблуждений и всякого
рода языческого мусора.
Тем не менее в эти мрачные времена было немало протестантов. Хотя деспотизм и заблуждения брали верх, все же
основы протестантства постоянно сохранялись и защищались рассеянными тут и там верными Божьими сосудами,
которые крепко держались за истину Божью. Вспомним
кроме павелистов и нестерианов на востоке наших хорошо
известных друзей на западе: вальденсов, альбигойцев, виклифитов, или лоллардов и богемских братьев. Кроме них
еще было четыре большие общины с различными названиями, такими как катары, леонисты и другие, все они более или
менее поднимали свой протест против растленной римской
церкви и ее богохульного учения, свидетельствовали о Христе и Его Евангелии и страдали за Него. Хотя они носят разные названия, все же у всех них было единое основание веры
и причины возникновения.
Протестантизм, которым мы заняты в данный момент,
исторически возник со второго рейхстага в Шпейере в 1529
году. Там он впервые обрел определенный внешний облик.
Однако очень скоро перешел в национальное формирование
Германии, которое вооружилось и в полной боевой готовности стояло с мечом на защите религии и свободы. Это был
протестантизм в политической форме того времени, который, к великому сожалению, нес весьма мало от благоухания истинного христианства.
На данном этапе мы подошли к образу послания Господа
к Сардийской церкви. Начало протестантизма является благоприятнейшим временем для этого. В этом послании мы
находим оценку этого мощного движения устами Самого
Господа. Не перо чему-то приверженного или предубежденного составителя истории развертывает перед очами картину того смутного времени, но Он Сам, Который есть истина,
говорит к нам. Это очень серьезно, но в то же время весьма
драгоценно. Да пошлет нам Господь милость, благодать и
мудрость, чтобы мы смогли уразуметь Его помышления!
Послание к Сардийской церкви
"И Ангелу Сардийской церкви напиши: так говорит
имеющий семь духов Божиих и семь звезд: знаю твои дела;
ты носишь имя, будто жив, но ты мертв. Бодрствуй и
утверждай прочее близкое к смерти; ибо Я не нахожу, чтобы дела твои были совершенны пред Богом Моим. Вспомни, что ты принял и слышал, и храни и покайся. Если же не
будешь бодрствовать, то найду на тебя, как тать, и ты не
узнаешь, в который час Я найду на тебя. Впрочем у тебя в
Сардисе есть несколько человек, которые не осквернили
одежд своих и будут ходить со Мною в белых одеждах, ибо
они достойны. Побеждающий облечется в белые одежды; и
не изглажу имени его из книги жизни, и исповедаю имя его
пред Отцем Моим и пред Ангелами Его. Имеющий ухо да
слышит, что Дух говорит церквам" (Откр. 3,1-6).
Мы ранее рассмотрели всеобщее состояние римской церкви под управлением папства, теперь же на наше рассмотрение предоставляется совершенно новый отрезок истории
Церкви, совершенно новый порядок вещей как результат
Реформации. Вне сомнения, в сардийской церкви мы встре
чаем много отличительных черт раннего периода вновь, но
однако характер послания все же определенно отличается,
так что тотчас можно узнать картину совершенно нового
отрезка времени церковной и гражданской истории.
Первые четыре послания относятся к положению вещей
дореформационного периода, тогда как три последних послания изображают общий характер всеобщего исповедания веры со дней Лютера. Между тем, мы тщательно должны исследовать и различать разницу между делом Духа
Божьего через реформаторов и той бессильной и безжизненной формальной сущностью, которая тотчас заступила в
лютеранские и реформированные церкви, что определенно
и ясно соответствует печальному состоянию сардийской
церкви. Едва протестанты вкусили благословения свободы
от гнета Рима, как тотчас подпали под власть мирских правителей, и таким образом впали в состояние смерти. Это
состояние Господь выражает словами: "Знаю твои дела; ты
носишь имя, будто жив, но ты мертв". Это состояние наступило вскоре после дней первых реформаторов. Само собой
разумеется, что эти слова не относятся к истинным христианам того времени. Суть их постоянно такова, что они не
мертвы, но живы, и "жизнь их сокрыта со Христом в Боге".
Однако взирая на систему, в которой они находились,
отмечаем, что именно об этой системе Господь говорит, что
они безжизненны, то есть мертвы. Так называемое ортодоксальное (православное) исповедание веры, с точностью
носящее "имя, будто жив", стало отличительным признаком протестантства тех дней. Нечистый дух папства изгнан,
дом выметен и убран, но те страшные слова из уст Иисуса:
"ты мертв", - показывают истинный характер состояния,
каким Он его видит. Различные системы наших государственных церквей и большое здание внешних исповедателей
христианства со стороны Господа запечатлено выражением
"ты мертв". Живая, действенная вера исчезла.
Обзор различных пунктов истории упомянутого послания поставит нас в такое положение, где мы сможем понять
заключение Господне о многочисленной протестантской
системе, которая и ныне окружает нас со всех сторон.
1. Как во всех этих посланиях повсеместно, так и здесь,
характер, который принимает Господь по отношению к тем,
к которым Он адресует Свои слова, являет Его Божественную ипостась: "Так говорит имеющий семь духов Божиих и
семь звезд". Здесь Господь представляет Себя вере как Того,
Кто имеет всю полноту Святого Духа и обладает всем авторитетом в отношении управления Церковью (число семь
есть символ полноты). И эта полнота есть духовное благословение, которое во Христе и находится в Его подчинении, останется неизменным, будь то развращение или
явное падение церкви, которое заходит так далеко, что ни
всеобщей организации, ни отдельному его члену не остается
извинения, если он обращается единственно к человеческому источнику помощи, чтобы там взыскать утешение и
подспорье.
2. Но увы! Именно это было сетью, в которую попали уже
первые реформаторы. Двойное благословение, которое мы
здесь встречаем сосредоточенным во Христе воедино, а
именно: семь духов Божиих и семь звезд, иными словами,
внутреннюю духовную силу и внешнее правление, - реформаторами были разъединены. Это было великим заблуждением, прискорбнейшей ошибкой. В своем усердии получить
полную свободу от ужасной власти папства, они встали под
защиту мирских властителей, протестантских правителей.
Они упустили из виду истину, что вся власть, в которой
нуждается Церковь внутренне и внешне, как в духовном
отношении, так и во внешнем управлении, заключается в
Главе. Ни деспотизм Рима, ни слабость маленькой кучки
реформаторов не могли бы изменить ни на йоту эту истину.
"Где бы община не ошибалась очень сильно, и как бы она не
слилась с миром, все же остается непреложной истиной то,
что совершенное божественное милосердие Святого Духа
во всех Его свойствах, является ее частью, и именно под
Ним, Который является Главой Церкви, Который заботиться о ней, любит ее и бодрствует над ней"
(Сочинения о Посланиях к семи церквям. Д. Дарби)
Христос держит в Своих руках семь звезд. Однако здесь написано не так, как
это представлено в Послании к Ефесской церкви: "Держащий семь звезд в деснице Своей", но "имеющий... семь
звезд". Хотя Господь в Сардисе уже не держит "семь звезд в
деснице Своей", от них Он все же не отказывается. Этого
Он никогда не сможет сделать! Он имеет их всегда под
Своей рукой, хотя и не держит более в Своей деснице. "Так
говорит имеющий... семь звезд".
Вероятно, будет неплохо, если мы в этой зависимости
приведем разъяснения относительно "семи звезд". В Откр.
1,20 мы читаем: "Семь звезд суть Ангелы семи церквей". Во
всем Священном Писании к "звездам" относится подчиненная власть, тогда как солнце является символом неограниченной власти. "Ангелы" наводят нас на мысль заместительства. "Они же говорили: это Ангел его" (Деян. 12,15).
Человек, который боролся с Иаковом, вне всякого вопроса
был Ангел Иеговы, и все же Иаков говорит: "Я видел Бога
лицом к лицу" (Быт. 32,30). Если говорится так, что Господь
Иисус имеет семь духов Божьих и семь звезд, то это, иными
словами, значит, что Ему дана вся духовная власть, весь церковный авторитет, будь то по отношению ко всей Церкви в
совокупности, будь то по отношению к определенному верующему в отдельности. И конечно же, верующие должны
быть всегда живым отражением Того, Кто является их
жизнью, их мудростью и их силой в этом мире.
3. Едва ли есть необходимость присовокупить к этому,
что титул "звезда" или "Ангел" ни в малейшем смысле не
оправдывает духовное положение или же избранных людьми служителей. Система, которая со дней Реформации завладела главенством, сама открыла широкий доступ в нее
необращенным людям, лишь бы они имели научное образование. Но насколько отличается система Божья от человеческой! "Звезды" носят характер авторитета под Христом,
Главой правления, и как "Ангелы", они - защитники Церкви и представляют ее пред Лицо Христово. Оба титула
относятся к одной личности, если вообще мы можем думать
личностно. "Семь звезд суть Ангелы семи церквей". Эта
личность, таким образом, является отображением Христа в
установлении Его власти по отношению к Церкви, а с другой стороны, представляет всю Церковь пред Лицо Христа.
4. В католической системе спасение не подводилось под
единственный знаменатель веры в Иисуса Христа, но оно
зависело от принадлежности церкви. Не существовало иного благословения, кроме принадлежности к римской церкви. Вне этого общения вообще не существовало никакого
прощения грехов, никакого мира с Богом, никакой вечной
жизни, никакого спасения души. Именно это богохульное
учение обеспечило им, как мы видим и знаем, такую неограниченную власть, делало их проклятие таким невыносимым
наказанием, что отдельные личности, а то и целые народы
становились изгоями. Стоило церкви поднять свой гневный
голос, как перед ней все начинали трепетать. Войны, голод,
моровая язва, — все было намного легче выносить, нежели
папское проклятие. Первые продолжались лишь определенное время, папское же проклятие ввергало душу в вечные
мучения ада. Будь человек искренне верующим, праведным
христианином, если он не принадлежал к римской церкви и
не вкушал благословений от ее таинств, — не мог быть спасенным. Это ужасное учение превращало церковь во все:
учителя, законодателя и спасителя, принадлежность к ней
была единственным путем на небо. Она претендовала еще
на право решать, кто свят, а кто нет, кто непосредственно
после смерти водворяется на небо, а кто должен проходить
мучения чистилища и, наконец, как долго каждый по
отдельности должен находиться в чистилище.
Реформация впервые пролила яркий свет на этот густой
мрак и выставила напоказ всю мерзость во всем ее масштабе так называемой невесты Христа. Но увы! Вместо того,
чтобы найти себе убежище во Христе, черпая в Нем Одном
помощь и силу, реформаторы так же, как мы уже видели,
совершили ошибку, обратившись в официальные гражданские органы власти, ища у них защиты от гонений Рима.
Вследствие этого, вскоре управление церковью оказалось в
руках властителей этого мира. Они начали составлять предписания относительно богослужения, ставить и снимать
служителей. Если церковь при правлении папства была госпожой над миром, то теперь мир стал господином над церковью. Правда, в протестантских странах была получена в
некоторой степени свобода совести. Однако целью Божьей
является не только освобождение душ от грубых зол, но
главное заключается в том, чтобы привести их в правильное
положение перед Богом, чтобы они приняли Его, чтобы Он
мог прославиться в них, ходящих благоугодными Ему путями, и чтобы они предоставили свободу Господу водить их
Святым Духом так, как это угодно Ему. Как только предоставляется Ему подобающее место, то вскоре проявляется
благословенный плод любви и святой свободы. Это не
человеческая, заимствованная от великих мира сего свобода, в которой мы нуждаемся, но свобода Святого Духа. Бог
хочет уберечь нас от того, чтобы мы не говорили против
существующих властей и начальств, пока они остаются в
пределах деятельности, отведенных им Богом. Грех христиан состоит в том, что они ввели власть в фальшивое
положение. Господь Иисус открывает корень всего дела таким образом, как Он представляет Себя церкви в Сардисе.
Будь то духовная власть или внешний авторитет, Господь
претендует на Свое право относительно обоих. Они принадлежат Ему Одному. Если вера в достаточном наличии, чтобы взирать на Него на подобающем Ему месте как Главы
Церкви, то Он будет заботиться о всех ее нуждах. Если Он
не пропускает мимо своих ушей малейший зов отдельной
овцы, то как же Он пройдет мимо глубокой нужды Своей
Церкви, которая есть наивозлюбленнейшая Его сердца? Он
воссел в небесной славе не только для того, чтобы быть Главой Церкви, но чтобы действовать как Таковая!
5. После того, как реформаторы разоблачили папскую
систему относительно власти церкви, они впали во вторую
роковую ошибку из-за того, что придавали много важности
личным мнениям и суждениям. По католическим принципам, церковь создает христиан, а в обоих мнениях Христос
теряет подобающее Ему место. Римский священник говорит: "Человек лишь тогда может получить благо для своей
души, если он на самом деле принадлежит материнской
святой церкви. Как только эта связь порывается, он погиб,
поскольку святые таинства являются единственными средствами получения прощения грехов и обретения вечной
жизни. Быть отлученным от церкви - равнозначно быть
приговоренным на вечное мучение ада." Реформаторы решительно выступали против этого учения. Они оспаривали
утверждение о том, что церковь является дарительницей тех
благословений, и требовали от каждого лично читать и исследовать Библию, верить в Господа и оправдываться через
веру. Они вновь возвещали апостольское учение, что только
в Иисусе дается спасение, что каждый за себя даст ответ перед Богом и что никто из людей не имеет власти освобождать кого-либо от грехов или же решать жребий вечности.
До сих пор реформаторы были абсолютно правы. Господь
Один строит на краеугольном камне величественное здание
из живых избранных камней. Но вот горе! Как только Господь потерял Свое место в церкви, как только протестанты
отвели свои глаза от Его деятельности посредством святого
Духа, человек тотчас начал по своему мышлению созидать
общины и строить "церкви".
Очень быстро в различных частях христианства возникли
многочисленные церкви или же религиозные общины, и
каждая страна, вопрос, как должна строиться и управляться
церковь, решала по своему усмотрению. Одни думали, что
церковную дисциплинарную власть нужно передать в руки
мирских правителей, другие утверждали, что эта дисциплинарная власть должна принадлежать ей самой. Это расхождение во мнениях вызвало многочисленные объединения,
которые весьма отличны друг от друга и которые мы имеем
налицо и поныне. Помышления Христовы относительно
характера и устройства Своей Церкви, хотя они так подробно изложены в Посланиях, вождями реформаторов не были
все же поняты, они были далеки от этого. Правда, в начале
было так, что со всех сторон утверждалось, что для спасения души необходима искренняя вера - за что мы должны
быть весьма благодарны Богу - и многие были спасены, и
Бог прославлен. Однако общины создавались, а церкви
строились так, как кому заблагорассудилось. Этот факт не
может не вызывать в истинных составителях истории Церкви, если они готовы покориться наставлениям Слова Божьего, глубокой печали и боли.
В Ефес. 4 мы, например, читаем: "0дно тело и один дух".
Если представить это с позиции протестантизма, то оно будет звучать так: "много тел, но один дух". Может ли в таком
случае созидаться Церковь как единое Тело Христа? Там же
мы читаем: "Стараясь сохранять единство духа в союзе мира".
Едва ли требуется истолкование, что подразумевается здесь
под единством духа. Это не есть единство одинаковости
мнений и чувств отдельных верующих, но основанное Святым Духом единство членов Тела Христа. Это и есть наиважнейшее и основное единство всех истинных верующих,
созидаемое через силу Святого Духа. И это фактически пребывающее единство мы призваны "сохранять", не творить;
мы должны стараться сохранять его твердо и практически
воплощать в жизнь в нашем ежедневном хождении в духе
благодати. "Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и
все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно
тело, - так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились
в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все
напоены одним Духом" (1 Кор. 12,12-13).
6. Однако не только религиозная система, представленная сардисской церковью, безжизненна, но и дела принадлежащих к ней. "Я не нахожу, чтобы дела твои были
совершенны пред Богом Моим," - говорит Господь. Он
ищет плодов, соответствующих ресурсам, находящимся в
снаряжении веры. Он предстает здесь Тем, Кто представляет всю полноту духовной власти и силы для Своей Церкви, и ищет плода, который соответствовал бы Ему и удовлетворял бы Его. Он не может уменьшить Свой масштаб
из-за наших ошибок и упущений. "Вспомни, - взывает Он к
церкви, - что ты принял и слышал, и храни и покайся". В
этом предостережении Он направляет ее внимание на благодать, которую она приняла, и на Слово, которое она слышала. Он претендует на совершенные дела, которые соответствовали бы масштабу принятой благодати и услышанной истины. Но увы! Среди суетных страстей не может
быть совершенных дел ни в самой церкви, ни в членах ее по
отдельности, так как для большинства христиан мысль быть
послушным Слову Божьему во всех обстоятельствах уже
потеряла надлежащее место в их сердцах.
Приведем, к примеру, один случай, который происходит
нередко в наше время. Молодой человек покаялся. В одной
общине верующих у него не столько много друзей и общего,
как в другой, и он должен решить, к какой общине надлежит примкнуть. Ему советуют посетить другие различные
церкви, кроме своей по месту жительства, чтобы примкнуть
именно к той, в которую он, по его усмотрению, сможет
получить больше благословений. Это есть пробный камень,
на котором он должен решить свое собственное благословение. Получить благословение, вне сомнения, является
делом величайшей важности. Но если оно заступает на
место, где должно находиться основное дело познания благоугодной воли Господней, то результатом явится духовный
мрак и засуха души. Покорность Слову Божьему есть
надежнейший и более богатый источник благословений для
наших душ, чем простой поиск благословений для нас, когда к тому же оставляются без внимания помыслы Божьи о
Церкви и единстве всех верующих, как Он открывает нам
это в Посланиях апостолов. Но увы! Часто можно слышать,
как говорят: "Во всех наименованиях имеется доброе, но
нигде нет такого, чтобы было только доброе. Потому нам
должно тщательно проверить и примкнуть к тем, о которых
мы знаем, что они стоят ближе к Священному Писанию. Ни
одна система не совершенна." Такие и тому подобные речи,
как бы они приятно ни звучали, могут найти применение
только относительно человеческих религиозных систем.
Система же Божья должна быть совершенной, и ни одна
система не найдет одобрения, что она несовершенна. Несовершенства и различные недостатки тех, которые покоряются Слову Божьему и стремятся претворить в жизнь
помыслы Божьи относительно Его Церкви и служения в
ней, не могут нарушить совершенства Божьего устройства.
Очень часто забывается разница между системой и теми,
кто находится в ней. Если мы предположим, что лишь
некоторые немногие, слабые, несовершенные христиане
собираются вокруг Христа как божественного средоточия,
то от этого само средоточие ни в коем случае не может быть
слабым и несовершенным. И с дугой стороны, когда большое число отличнейших христиан собирается вокруг человеческого средоточия, то оно от этого не станет божественнее. Христос есть средоточие всех помыслов и заключений
Божьих. Все, кого Святой Дух собирает вокруг этого средоточия, находятся на Божьем основании и будут богато благословляемы. Наша основная цель должна быть всегда там,
где есть Господь, должна быть в полной уверенности, в твердой вере и незыблемом уповании, что Он непременно благословит наши души, "ибо, где двое или трое собраны во
имя Мое, там Я посреди них" (Матф. 18,20).
Печальный факт, что дела ныне обстоят не так, как было
в начале, нет основания для того, чтобы христиане по своему усмотрению созидали свои церкви и создавали в них
свои законы. Протестантизм, однако, так повернул дело, что
число различных религиозных организаций превратилось в
легион. "Вспомни, что ты принял и слышал," - так звучит в
высшей степени серьезное обращение Господне к церкви в
Сардисе и ко всем протестантам вообще. Откровенное Слово Божье должно быть для нас единственным авторитетом
и единственным путеводителем, поскольку благодать Иисуса Христа есть наша единственная сила. Он напоминает
Церкви о важности обоих объектов: о принятой благодати и
услышанной истине. Они заключают в себе масштаб их
ответственности, и по этому масштабу Господь будет судить
великую систему в Сардисе.
7. О пришествии Господа здесь говорится так, будто бы
церковь уже опустилась до уровня мира. "Если же не
будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как тать, и ты не
узнаешь, в который час найду на тебя" (ст. 3). Бросается в
глаза, как схоже это место со словами апостола из 1 Фес.
5,2 относительно мира. Там написано: "День Господень так
придет, как тать ночью". Господь ожидает, чтобы Его народ
был решительно обособлен от мира и странствовал, удалившись от его пути. Однако в Сардисе этого недостает. Дела
церкви найдены несовершенными, в нее проникло великое
уподобление миру. Даже в Фиатире святые, несмотря на
найденное там зло, получили похвалу из-за любви, веры,
упования и за то, что последние дела их больше первых. В
Сардисе же мы ничего этого не находим. Покорность Слову
Божьему и обособление от мира для протестантства, как
оно развивалось, - мало известные дела. Потому эта система должна разделить участь с миром: "Я найду на тебя, как
тать."
Однако в Сардисе есть истинные верующие, которые
отличаются от основной религиозной массы. "Впрочем у
тебя в Сардисе есть несколько человек, которые не осквернили одежд своих и будут ходить со Мною в белых одеждах,
ибо они достойны" (ст. 4). Эти слова воистину утешительны
для всех, которые странствуют с Господом, обособленные от
мира. Мир есть то, что оскверняет одежды христиан. "Несколько человек", вне сомнения, передают точный смысл отдельные, немногие личности. Господь знает по имени
каждого из тех, кто верно странствует с Ним, и гарантирует
ему, что он будет водворен на небо и будет в белой одежде
пребывать с Ним вечно. Блажен побеждающий! Вместо
того, чтобы вычеркнуть его имя из книги жизни, Господь
будет исповедовать имя его пред Отцом Своим и пред Ангелами Его (ст. 5).
Если мы сейчас обратимся к красной нити повествования
нашей истории, то в нашем сердце обнаружим смешанные
чувства: чувство благодарности Богу от сознания величия
дела Его Духа во дни Реформации и чувство глубокой боли
и искренней скорби при виде ошибок людей, которые
выступили вперед так быстро. Но прежде, чем мы пойдем
вперед, кратко напомним нашим читателям о различных
внутренних обетоятельствах, в которых находилась господствующая церковь на земле до того момента. В Ефесе мы
находим ее охладевшей в своей любви ко Христу. "Ты оставил первую любовь твою". В Смирне она страдает от притеснения сатаны. В Пергаме мы находим ее уподобление с
миром: она живет в мире, там, где престол сатаны. В Фиатире разложение: она попускает жене Иезавели учить и вводить в заблуждение рабов Господних, любодействовать и
есть идоложертвенное. В Сардисе, наконец, мы встречаем
духовную смерть. Иезавель уже не в церкви. Сардисская
церковь отделилась от нее и ее развратов, налицо ее имя,
будто жива, которое как бы говорит: высокое исповедание и
внешняя видимость христианства, но полное отсутствие
истинной силы жизни.
Лютеранские церкви
Чтобы показать нашим читателям, насколько верно отражает пророческое послание обстоятельства в Сардисе, которые уже во дни реформаторов, а еще более, уже после них
сформировались в протестантских церквях, приведем сначала небольшую выдержку из сочинений Мерля д'0бине,
благонадежного и уже часто упомянутого нами автора
"Истории Реформации шестнадцатого столетия". Он говорит (т. 4, стр. 25 и 26): "Реформации были необходны несколько лет мира, чтобы она смогла развиться и окрепнуть,
и только так она могла получить мир, если бы оба ее мощных врага воевали бы друг против друга. Неразумение Клеменса Седьмого спасло Реформацию от угрожающей ей
опасности, а падение Рима дало зеленую дорогу Евангелию.
Так было выиграно время, которое длилось не только
несколько месяцев, но с 1526 по 1529 год в Германии царил
мир, который реформаторы умело использовали для развития и распространения своего дела."
"Обновленная церковь сейчас, после того, как сбросила с
себя гнет папства, нуждалась в уставе, через который был
бы восстановлен евангельский порядок. Невозможно было
предоставлять епископам их прежнее судопроизводство,
поскольку они более всего настаивали оставаться в подчинении папству. Потому, чтобы не наступила нужда в наставниках, учителях и вождях церкви, должны были быть
введены другие порядки служения. Об этом начали заботиться. Евангельские народы с этого времени навсегда отделились от тирании, которая в течение столетий держала
запад в цепях."
"Уже дважды на рейхстаге хотели превратить церковную
реформу в национальный вопрос, но король, папа и некоторые вожди противостали этому. Поэтому рейхстаг, тяжелое, для него самого невыполнимое дело, предоставил на
усмотрение всех имперских сословий по отдельности. Но
какой устав должен был заменить папскую иерархию?"
Можно было упразднить папство и сохранить епископские порядки, способ, который был близок к прежнему.
Позднее так поступили в Англии, однако на континенте
возникновение евангельских церквей было невозможно,
потому что здесь не было среди епископов ни кранмеров, ни
латимеров. Можно было, однако, восстановить церковный
устав таким образом, чтобы возвратиться исключительно к
законам Слова Божьего и укрепить права христианского
народа, форму, которая отдалялась от римской иерархии в
диаметрально противоположную сторону. Однако между
этими двумя крайностями заключалось среднее образование. Второе воззрение было близнецом первому, однако не
полностью осуществимым... Шаг, на который не решался
близнец, на самом деле был возможен и был сделан в действительности; один из правителей совершил его так, как это
для республиканцев казалось сомнительным. Евангельская
Германия предприняла попытку, когда взялась за это дело,
издать такой церковный устав, чтобы он в первую очередь
был решительно противоположен папской монархии. И все
же эта система своим возникновением обязана не немцам.
Когда аристократическая Англия упорно держалась епископской формы, послушные немцы остались под так называемой формой церковного правления. Демократическая же
система возникла во Франции и Швейцарии."
В этих выдержках мы видим, что народы и правители
при восстановлении церкви управляемы в большей или
меньшей степени политическими принципами и побуждениями. Хотя руководители движения могли иметь искреннее желание действовать соответственно Слову Божьему,
все же кажется, что в их сердце не было даже мысли о том,
что Бог в Новом Завете дал Своему народу определенные
уставы! Он не оставил людям никакого права что-либо присовокупить к Его устройству или же изменить в Его распоряжениях хотя бы одно-единственное слово, подобно тому,
как Он не разрешил израильтянам изменить ни одного
пункта от образца скинии собрания, данного Моисею, или
же пренебречь чем-либо. Но поскольку мы в нашем первом
томе истории Церкви обстоятельно рассмотрели вопрос
созидания и управления Церковью, то здесь не станем снова
возвращаться к нему.
Основание первых лютеранских церквей
Собственно, нельзя сказать, что немецкая Реформация
возникла в низших классах народностей. В Швеции это
движение вышло из среды народа, в Германии же это явилось инициативой ученых и правителей. Правители с самого начала стояли в первых рядах борцов и заседали на церковных соборах в передних рядах на первых местах, таким
образом, было естественно, что демократическая (исходящая от народа) организация должна была уклоняться от
начальствующих. Так, возникновение лютеранских церквей
стало чисто человеческим и политическим делом. Христос
как сердце Своей Церкви и Святой Дух как движущая сила
этой живой организации, были оставлены без всякого внимания. Вот почему Господь объявляет все такие системы
"мертвыми". Правда, в лютеранских и протестантских церквях много проповедовали о Христе, о Святом Духе и Слове
Божьем и верили в это, но всем Троим не предоставлялось
надлежащего им места. Потому эти организации, как бы
велико ни было число верующих в них, не имели истинной
жизни. Сам Лютер имел в высших сословиях друзей и
покровителей. "Он допустил правителей выступать как
представителей народа, и с этого момента влияние государства стало главным фактором в уставах церквей."
Реформация не есть формация. Истина, как она была проповедуема издревле, и первая формация, или церковь, возникшая в день Пятидесятницы, должны были бы быть для
реформаторов единственным путеводителем. Реформация в
своей основе есть ничто иное, как возвращение к тому, что
было в начале. Реформация церкви, таким образом, должна
была состоять в приведении церкви в гармонию с тем, что
Бог говорит в Своем Слове относительно Церкви. И если
церковь в первом столетии возникла без помощи правителей, то конечно же и реформация ее в шестнадцатом столетии могла быть совершена без их участия. Для чего же было
нужно призывать мирскую власть принимать участие в
реформации церкви, если она при образовании в первое столетие не была нужна? Истина, что Церковь есть община
Божья, Тело Христово, реформаторами не была понята даже в малейшей степени. Они с самого начала не поступали в
гармонии с этой истиной, а после них протестантские церкви еще больше удалились от этой истины. Где можно было
бы в протестантских церквях найти понимание этой истины? Она была полностью забыта.
Ландграф Филипп из Гессена, предприимчивый высокомерный правитель, был первым, который издал уставы
церкви, как государственной наследницы. Эти уставы для
новой церкви стали как бы образцом конституции.
Смерть Фридриха Вайзена
В 1525 году умер Фридрих Вайзен, курфюрст Саксонии.
Мы познакомились с ним, как с искренним другом и защитником Лютера. Однако ему недоставало необходимой
энергии и решительности, чтобы быть настоящим реформатором. Он не утратил надежды водворить между двумя
враждующими сторонами законное и честное перемирие.
Иоганн, его брат и наследник, был совершенно иного характера. Он был насквозь лютеранином и в нем было много от
реформатора. Он вскоре присвоил себе неограниченную
полноту власти и дал распоряжение Лютеру и Меланхтону
подготовить "законы и уставы церковных учреждений и
церковного управления о церемониалах при богослужении,
об исполнении духовных обязанностей, о доходах духовенства и обо всем другом, касающемся благополучия церкви".
Поскольку он был вполне убежден в истинности тезисов
Лютера и находил их совершенными, но видя, что они никоим образом не смогли бы устоять перед авторитетом папства, то церковное право он полностью присвоил себе. При
этом он ставил праведных, способных духовных учителей
на место негодных, которых отстранял от должности, и это
было предписано всем общинам. Этот пример вскоре подхватили остальные немецкие князья и властители, которые
свергли с себя папское иго и настолько преуспели в этом,
что точно такие порядки, какие ввел Иоганн, предписывали
своим" (Мошейм. История Церкви. Немецкий перевод Й.А.С. ван Эйнем. Лейпциг, 1773 г. Часть 5, стр.210).
Действие решительных предприятий вскоре дало свои
плоды. Миролюбивые помыслы Фридриха удерживали немецких князей в относительной взаимосвязи, но поступки
Иоганна открыли его единомышленникам, что они решительно намерены навсегда оторвать все свои церкви от римской. Это вызвало у католических вождей великое опасение
и страх, так что они начали измышлять средства, чтобы
защитить прежнюю религию и наказать смелых новаторов.
Однако и протестантские вожди также заключили союз, и
только неспокойные события по всей Европе не дали разразиться гражданской войне. Из-за многочисленных войн
руки королей были связаны, так что реформаторы вплоть до
1529 года могли беспрепятственно продвигать дело вперед.
На этом, - мы сейчас снова подошли к важнейшему периоду времени, мы заключили предыдущую главу.
Совещание правителей
Как мы помним, усилиями сторонников папы на втором
рейхстаге в Шпейере (1529) удалось утвердить так называемый "вормский эдикт", изданный в 1521 году против Лютера,
в котором запрещалось вводить какие бы то ни было нововведения. Против этого постановления большое число евангельских вождей объявили заранее подготовленный торжественный протест. Однако они не удовлетворились своим
устным выражением несогласия с решением рейхстага,
поэтому несколько дней спустя они собрались отдельно в
доме одного священника и в присутствии двух нотариусов
составили письменный документ на официальной бумаге, в
котором они представили краткий обзор хода собрания,
подчеркнули свои жалобы, изъяснили основания для оправдания их смелых шагов, притом изъяснялись в почтительных, но определенных выражениях за неприкосновенность
права совести в деле религии и, наконец, обратились к
королю с просьбой организовать еще один всеобщий собор.
Этот документ заканчивался словами: "Мы, таким образом,
аппелируем ради себя, ради своих подчиненных и ради всех,
которые принимают Слово Божие или примут его в будущем от всякого прошедшего, настоящего и будущего нанесения ущерба, к его королевскому величеству и свободному
всеобщему собору святого христианства." Этот документ
был изложен на двенадцати пергаментных листах и был
скреплен тринадцатью подписями и печатями.
Копия этой декларации через трех депутатов была послана к отсутствующему королю. Карл в то время находился в
пути из Испании в Италию. Посланные встретились с ним в
Пьяченцо и исполнили порученное им. Король впал в великую ярость из-за дерзкой смелости немецких правителей и
за их наглость противостать его властной воле. Прежде всего гордость высокомерного испанца была ранена смелым,
настойчивым тоном декларации. В своем гневе он приказал
схватить посланников и запретил им под страхом смертной
казни покидать свои дома или же сообщить протестантским
вождям о своей судьбе. Однако вскоре гнев его сменился на
милость и он возвратил пленным свободу, а сам продолжил
свой путь в Болонью, где более месяца провел в обществе
папы Клеменса Седьмого, своего прежнего противника.
Между тем, вожди протестантизма не сидели праздно.
Всеми средствами, находящимися в их распоряжении, они
трудились в распространении нового учения и укрепления
своего авторитета среди народа. Пятого мая, то есть спустя
десять дней со дня принятия декларации, ландграф Филипп
из Гессена напечатал и обнародовал этот документ, а спустя
несколько дней его примеру последовал курфюрст из Саксонии. Великая битва между католицизмом и протестантизмом обрела определенный облик, и эта битва происходила
на виду всего христианства.
Собрания протестантов
Опасения евангельских вождей относительно намерений
короля к ним оказались обоснованными. Его грубое, насильственное обращение с посланными и обновление дружбы с папой были ясным свидетельством того, что он замыслил строгие меры против еретиков. Протестантские вожди
сочли, что наступило время подумать о своей безопасности
на случай возможного нападения оскорбленного и разгневанного короля. За лето 1529 года они провели собрания в
Ротахе, Швабахе, Нюрнберге и Шмалькальдене, но придти к
определенному заключению никак не удавалось, главным
образом, по причине разного мнения относительно вечери
Господней. На одной из таких встреч они пришли к определенному заключению, а именно: для религиозного объединения христиан необходимо единство таинства крещения
и вечери Господней. Но, к сожалению, реформаторы уже
тогда из-за споров относительно вечери распались на два
больших лагеря.
Паписты радостно приветствовали горькие литературные
поединки Лютера и Цвингли, вождей двух сторон, и прилагали все усилия на основании этих сочинений двух ученых
докторов увеличить разрыв между этими двумя сторонами,
насколько это было возможно. Уже во время заседаний
рейхстага в Шпейере противники неустанно обличали протестантских вождей, говоря; "Вы хвалитесь, что утверждаетесь на чистоте Слова Божьего, но вы не едины между собой". Это разногласие глубоко огорчало юного ландграфа из
Гессена и он решил испробовать все возможности, чтобы
примирить швейцарских и саксонских реформаторов. Для
этой цели он организовал встречу Лютера и Цвингли, пригласив этих двух выдающихся докторов теологии в Марбург.
Далее: Глава 2-10
Спор о вечере. Воззрение Цвингли. Карлштадт, Лютер и Цвингли. Приглашение в Марбург. Конференция в Mapбурге. Предложение к терпимости и перемирие. Взгляд на марбургскую конференцию.
Назад: Глава 2-8
Лютер в Вартбурге. Лютер возвращается в Виттенберг. Лютер и немецкая Библия. Всеобщий триумф Реформации. Реформация и Генрих Восьмой. Лютеранские церкви. "Сто жалоб немецкой нации". События, противодействующие Реформации. Перекрещение. Спор вокруг вечери. Политические главы Реформации. Первый рейхстаг в Шпейере. Второй рейхстаг в Шпейере. Акции протеста.
Оглавление
©
http://www.gbv-dillenburg.org
:: Издательство GBV (Благая весть), Германия
Распространение материалов без разрешения издательства запрещено
©
www.christ-pages.narod.ru
:: "Христианские страницы"
| |
|
|